Есть на японском ТВ передача под названием プレバト!! (от англ. pressure battle). Несмотря на суровое наименование, передача очень милая: актеры-певцы-модели и прочие знаменитости соревнуются в традиционных искусствах: сложении хайку, приготовлении сезонных блюд, написании писем с картинами и т.п. Задаётся тема, определяется набор ингредиентов, результаты судит и комментирует мастер данного искусства.
На прошлой неделе был совершенно чудесный выпуск, посвящённый икебане. Тема - сакура, набор цветов для всех участников один, а результаты очень и очень разные. Но поразило меня не это. В этом выпуске сэнсэй-судья, Кариядзаки Сёго, давал удивительно конкретные рекомендации и комментарии к работам, очень точно раскрывающие суть этого искусства: гармония линий, текстур, композиции. Вот до этой передачи мне просто не приходило в голову, насколько глубоко икебана связана с принципами изобразительного искусства. Не буду растекаться дальше в абстрактных рассуждениях, лучше покажу сами композиции (сделала скриншоты из выпуска передачи на Youtube).
Вот эту композицию сэнсэй решительно назвал бездарной. Вы видите здесь сакуру? И я нет. И сэнсэй нет. И вообще никто её здесь не видит, гипсофила полностью забивает нежно-розовые цветы вишни.
Впрочем, сэнсэй сказал, что работу довольно нетрудно поправить. Внимание, вопрос: что именно нужно изменить?
Я была на 100% уверена, что сэнсэй повыкидывает половину веток гипсофилы. И не угадала. По мнению сэнсэя нужно не отнять, а добавить.
Для того, чтобы выделить розовые цветы сакуры на фоне белой гипсофилы, нужно создать цветовой акцент в одной зрительной линии с розовым. То есть добавить цвет, сочетающийся с розовым вниз точно под ветку сакуры.
Разница впечатляет, правда? Если вдуматься, то это никакая не уникальная особенность икебаны, это общие правила живописи. Использовать сочетание цветов (жёлтый+розовый в противовес белому), сместить центр композиции, взгляд наблюдателя на нужную линию, создать треугольник основных пятен сакура-гипсофила-ранункулюсы. Вуаля!
Следующая работа была признана сэнсэем довольно талантливой, заняла второе место в рейтинге работ участников. Господину Кариядзаки особенно понравилось, как раскрыта красота каждой ветки сакуры: каждая веточка значима для композиции, ни отнять, ни убавить. При этом композиция объёмна и хорошо выглядит со всех сторон.
Но одно существенное замечание у сэнсэя всё-таки было. Почти идеально круглый шарик из ранункулюсов, ровной шапочкой сидящий в горшочке. Это нарушает принцип "живых цветов" (именно так переводится слово "икэбана"), требующий создание иллюзии растущих, живых цветов. Как исправить ошибку? Опять же, не убрать лишние цветы. Добавить ещё!
С другого ракурса.
А это самая бездарная и безнадёжная, с точки зрения сэнсэя, композиция.
Кариядзаки-сан вынес суровый вердикт: нельзя исправить, нужно полностью пересобирать работу. Чем она так плоха? Даже не частностями вроде пустого низа или заметных резинок, использованных для соединения стеблей. А тем, что это явно букет западного стиля, а не японская икебана.
Первое место заняла работа, которую сэнсэй практически не стал поправлять, только показал, как лучше было бы сложить листик в основании. В достоинствах композиции - разная высота растений, разное направление веток, объёмность, воздушность.
Но и она порадовала сэнсэя меньше композиции победителя предыдущих выпусков - старого доброго певца по имени Gackt. Кстати, Гакт как победитель прошлых раундов сидел в почётном кресле и комментировал работы прочих участников, зачастую предвосхищая замечания судьи. Вот его композиция.
Кариядзаки-сэнсэй почти что пел, расхваливая работу: и линии веток, и пустота, воздушность между ними, и использование голых веточек, имитирующих зацветание сакуры в природе (хех, для этого Гакт медленно и печально срезал все цветочки), и три оттенка розового в одной работе. Если подумать - тоже в чистом виде живопись: монохромная цветовая гамма, расходящиеся из точки фокуса линии, пространство между линиями.