Про Якубовича...

Nov 10, 2010 12:54

Алик Якубович.
Член Союза фотохудожников России.
С 2002 года работает в жанре социального репортажа, преимущественно с черно-белой фотографией.
Автор проектов "Черно-белая любовь" (Русский музей фотографии, Н.Новгород) и "Странные люди" (журнал "Эгоист" 2002 - 2003 гг.), а так же "Легко ли быть молодым".
Автор книг в жанре "акустическая фотография":
"Нерастворимый кофе" 2007
"Летающие рыбы" 2008
"Начать бы все с конца" 2010


А еще Алик Якубович мой любимый поэт.
Я неоднократно постил его великолепные стихи, и буду делать это и дальше.
Но сегодня хотел разместить его интервью.
В котором он дает оценку многим вещам и рассказывает о своем виденье мира.
Рекомендую к прочтению.

Полный текст интервью известного фотографа Алика Якубовича для авторской программы Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга".

-Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек побывал в половине стран мира, но так и не достиг Парижа, в который влюблен, зато он открыл его в нашем родном городе. У нас в гостях поэт, фотограф и директор креативного агентства Алик Якубович.

Как вы думаете, после реконструкции Покровка хоть чуть-чуть напоминает вам Париж?

-Наверное, все меньше и меньше. Потому что рекламы все больше и больше, а Покровки - меньше.

-Я знаю, что в детстве вы мечтали стать часовщиком. Вообще, часовщики - это педанты, а вы же творческая личность, как это все сочеталось?

-Это же так интересно: один мир в маленьких круглых часах, там какая-то тишина для меня в детстве пряталась. Мальчишки - они вроде бы кричат, бегают, а меня привлекала тишина, тайна и то, что там колесики и другие механизмы, и я один. У моего друга дед был часовщиком, он мне показал много старых часов, и вот тут-то я все понял.

-Хорошо, а как же все-таки появилась фотография? В 70-е годы в Советском Союзе был бурный интерес к фотографии: кто-то учился по библиотечным книгам, кто-то посещал кружки. А вы как пришли к фотографии?

-Я прогуливал институт, и зашел в магазин "Кругозор" на Автозаводе. Там продавалось "Советское фото" и там я увидел Бориса Смелова. После этого я уже не смог учиться в мединституте, меня, слава Богу, выгнали, и я стал фотографом. С Борисом Смеловым мы были заочно знакомы, но при жизни встретиться не удалось - его убили. Но это человек, из-за фотографий которого я стал фотографом.

-Вы, насколько я знаю, большой поклонник пеших, особенно утренних прогулок. Вы так не любите машины? Может, побаиваетесь их?

-Нет, у меня есть машина и больше того, я детей утром отвозил в школу, потом ставил машину около дома и шел пешком на работу. Я "думаю" ногами - это очень простая история. Оказывается, есть даже медитация пешком, но я об этом не знал. Многие мои стихи написаны "ногами", многие рекламные слоганы придуманы "ногами", да, в общем-то, даже какие-то рекламные идеи тоже придуманы "ногами".

-Рубрика "Все дело в галстуке". А вы знаете, что общего между галстуком и фотоаппаратом?

-Иногда эта такая петля, когда надо делать съемку, а ты не хочешь, и приходится затягивать галстук, как петлю, и все-таки делать.

-Знаю, что вы любите прорубь зимой. Что доказываете себе и окружающим?

-Ничего не доказываю. Но сначала было страшно.

-Что помогло этот страх преодолеть?

-Да это не страх был, а просто была такая история, что пропала энергия. Мои друзья в пятницу выпивают, а потом в прорубь - и ничего. Ну и я тоже начал ходить, плюс ко всему - это повод собраться, и понырять, но в последний год я не ходил в прорубь. Года три я понырял, а потом оказалось, что и без проруби хорошо.

-Скажите, как у фотографа рождаются стихи? Вообще, за зрение и речь отвечают все-таки разные отделы мозга.

-У меня, видимо, такой мозг, что ни там, ни там. Но стихи-то глазами рождаются. Если ты фотограф, ты идешь, наблюдаешь, у тебя картинка. Но в какой-то момент мне стало узко в фотографии - все сжалось, и я начал писать. То есть произошло расширение пространства. Я писал стихи, но это не стихи на самом деле, я называю это акустической фотографией, чтобы люди видели картинку. И пока картинка не получится в тексте, вроде как его и нет, вот так и я начал писать. Иду, смотрю по сторонам, как обычно, ничего не делаю - написал.

-Кстати, в блогосфере одно из самых цитируемых ваших стихотворений: "Жизнь состоит из недочитанных книг, ненаписанных стихов, нерешенных проблем, нерастворимого кофе". А вот в последнее время вам что-нибудь удалось написать? Как часто пишете?

-Пишу каждый день, но не все это является стихами. Наиболее цитируемое стихотворение было "В городе жили одни и те же женщины". Вот меня женщины на улице останавливали и говорили: "Якубович, в городе жили одни и те же мужчины". Сейчас стало сложнее писать, все-таки три книжки - это три книжки, и очень хочется сменить тему и стать веселым поэтом с веселым сердцем, как Пушкин, только писать не в рифму, но это не получается - то ли город надо поменять, то ли выпивку, но что-то надо менять.

-У вас есть большая коллекция фотографий молодых ребят, которые объединены в общую группу "Легко ли быть молодым". Хотите вернуть назад свои 20 лет?

-В интернете постоянно кто-то пишет, что я, наверное, опять хочу научиться целоваться или еще что-то такое. Нет, я просто ищу источник энергии. Понимаете, это наиболее интересные молодые люди, которых можно сфотографировать живыми. Может, это не самые лучшие мероприятия, состояния, которые они переживают, но они наиболее открыты в этих состояниях. И восемь лет я снимал проект, начиная с того, что снимал, как люди целуются на улицах, как они дерутся, как они плохо ведут себя, просто так - там много всего, это большой проект, который уже неплохо покатался в России и в Нижегородском регионе. Это просто-напросто была попытка выйти из бизнеса, которым я активно занимался, вернуться в фотографию и сделать что-то новое. Потом, когда это легло в большой проект, выяснилось, что это действительно новое.

-Пожалуй, один из самых известных российских дизайнеров Артемий Лебедев придумал таблички для одного из городов, украинского Бобринца. Он придумал таблички для улиц. А вот дизайн чего вы хотели бы придумать в Нижнем Новгороде?

-Я уже все придумал. Мы сделали в этом году наружную рекламу "Берегите лес от себя". Я бы хотел сделать несколько щитов со своими стихами, например "Если мечты не сбываются, значит это мечты". То есть хотелось бы, чтобы это все было бы более оптимистично, типа "Начать бы все с конца". Послать горожанам такие СМС - большие щиты, где были бы такие емкие вещи, например, "Вчера нашел пуговицу от рубашки, в которой родился".

Недавно был фестиваль "Болдинская осень", и Нина Зверева меня просила выучить стихи Пушкина. Я думал, что я выучу их, пока еду, но не выучил, а она уже вышла на сцену и спрашивает меня: "Якубович, ты Пушкина выучил?", я ответил, что нет. А там действительно великие люди приехали и все Пушкина читают. "А себя будешь читать?", - спросила она, я ответил: "Не знаю, а сколько?", она ответила, что одно. Я им прочитал: "Иногда заходили так далеко и так нежно, что сломанные ножки диван-кровати заменились томиками Пушкина. Может, поэтому мы не спали ночами, может поэтому я стал поэтом". Мне кажется, что людям надо писать задумчивые радостные сообщения, которые они бы запоминали, и у них менялось настроение, и они бы учились думать по-другому. Как я.

-В общественных местах, дома, на работе мы не чувствуем себя в безопасности. Повсюду реклама - куда бы мы ни пошли, где бы мы ни сидели, включили бы радио, телевизор. В Австрии двое горожан не выдержали, взяли и закрыли весь переулок столицы желтыми банерами, чтобы не наблюдать в течение двух недель никакой наружной рекламы. Вас реклама не замучила?

-У меня были даже такие знакомые, которые заклеивали нижнюю часть у телевизора, чтобы не видеть бегущей строки. Знаете, опыт работы в Москве показал: ежедневное нахождение в метро учит тому, что ты перестаешь видеть раздражители. Так и с рекламой, ее, в общем-то, для меня не существует, я ее просто перестаю замечать. В телевизоре я ее переключаю, по радио соответственно тоже. Реклама раздражает своей частой бесталанностью, то есть хочется, чтобы реклама не пугала детей кефиром там каким-то очередным. Но как это сделать? Были же прекрасные ролики социальной рекламы в начале перестройки, например, "Позвоните родителям", с великими актерами, которые действительно за 30 секунд проигрывали полнометражный фильм. То есть 30 секунд прошло, а люди еще месяц говорили об этом, эти фразы становились на самом деле мотивацией к действию, то есть 30 секунд, а ты сидишь и почти плачешь. Вот такая реклама нужна, а не щиты, которые нужно срочно продать.

-Кстати, насчет бесталанной рекламы. Иногда реклама имеет совершенно противоположный эффект. Так в Германии, в самый разгар эпидемии коровьего бешенства в 2000 году, умудрились выпустить молочные ириски под названием "Сумасшедшая корова". Надо было видеть, что творилось с людьми, когда они видели рекламные щиты. Компания-производитель, конечно, потерпела громадные убытки. А вот у вас был какой-нибудь творческий провал?

-Может быть, это была водка "Кайф-клуб", когда не сильно совпало - она вроде бы привилась у определенной части населения, больше студенческой, к сожалению. Но потом были какие-то моменты, которые не связаны с нами, и она исчезла - вот такой момент был. Я не хочу всю вину брать на себя, потому что там были разные моменты, но это было.

-Профессия специалиста по рекламе сейчас одна из наиболее востребованных, например, в Москве, стоимость обучения варьируется от 100 до 220 тысяч рублей в год. Суммы приличные, почему при этом качество рекламы, как минимум, оставляет желать лучшего, и все время обращается к низменным чувствам?

-В России испокон веков реклама строилась на жадности, на самых низменных чувствах - это самые развитые и быстро воспринимаемые чувства.

-А в других странах по-другому как-то происходит?

-В других странах много что является запрещенным. Я в России снимал собачьи бои, а англичане это увидели и сказали, что это даже показывать нельзя. А у нас это было официально разрешено. Тут много нюансов: какие-то вещи нельзя видеть детям совершенно точно, но у нас можно.

-То есть надо законодательно закрепить это, на ваш взгляд?

-Я бы поработал просто с рекламщиками и заказчиками. Все-таки десять заповедей - есть десять заповедей.

-Вот приходит к вам заказчик, вы же можете ему объяснить, что это неправильно или вам проще взять деньги и сделать то, что он просит?

-Нет, мы стараемся делать то, что мы хотим, потому что часто участвуем в фестивалях и еще где-то. Мы умеем разговаривать с заказчиками, конечно, не со всеми. Бывает, что они остаются и прислушиваются, но бывают и непроходимые вещи, и в этом случае мы отказываемся.

-США приводят в качестве примера открытости, хотя там есть целых два органа, которые осуществляют цензуру средств массовой информации - это общественная и федеральная комиссии по цензуре. Если посмотреть на мнения россиян, то почти 60% из них поддерживают идею введения цензуры на российском телевидении, и соответственно в российской рекламе. Вы поддерживаете эту идею? Насколько ее реально осуществить?

-Наверное, да, но я все-таки хотел бы сказать об уровне передач, об уровне журналистов, которые пишут.

-Может быть, это уровень культуры общества?

-Безусловно. Раз общество это "хавает", то их это устраивает. Но есть такое подозрение, что им не давали ничего другого. Был же Молчанов, которого слушали в 90-е годы день и ночь, была же программы "ВиД". Но сколько можно смотреть на Якубовича и "Поле чудес"? Все меньше "Что?Где?Когда?" и все больше "Поле чудес". Я думаю, здесь и цензура бы выровнялась, если бы давали достойные передачи. Я уж не знаю, насколько политика влияет на все эти ситуации, что она покупает, что не покупает, но мне кажется, что нужны бренды-ведущие: хорошие, сильные, которые повели бы за собой, как младший Бодров: начинал ведущим, потом стал сильным режиссером, сильным актером. Нужны такие люди, так как пропал герой настоящего времени: и в литературе, и в телевизоре все какие-то чужие бизнесмены.

-А какова, на ваш взгляд, реклама будущего?

-Я думаю, это будет что-то японское, минимализм: два слова, чуть-чуть изображения, остальное должны додумывать. То есть совершенно талантливый короткий текст-недосказанность, чтобы у человека появилось желание узнать, а что же это такое и как это на вкус, а потом, наверное, и по телевизору можно будет запахи передавать.

-Вы в это верите?

-А что такого-то? Книжки уже делают. Поэтому уверен, что люди будут долго вспоминать хорошее. А потом, вероятно, начнут привлекать великих живописцев сегодняшнего дня - все идет к тому, что искусство объединяется. Я в своих книжках сумел и фотографию, и текст, и своих дизайнеров привлечь. Там современное искусство достаточно актуально, когда сводят разные понятия, и они работают. Так и здесь, не надо упираться в какие-то уже привычные знания.

-Рубрика "На острие" - самые острые вопросы нижегородцев. Александр, студент. Почему молодежь считают этакими недалекими людьми, у которых одни интересы: собраться вечером на лавочке, попить пивка. Но ведь есть и другие люди, которым не хватает в городе новых артистических клубов, кофеен и молодежных, современных мероприятий?

-Не хватает им общения на самом деле, под каким соусом - это уже другое. Не факт, что эти клубы - я, правда, в них не бываю - дают возможность для какого-то роста. Я сам у молодежи учусь, то есть мало того, что я иногда читаю лекции в Музее фотографии, так в нашем агентстве я самый взрослый, все остальные младше меня на 20 лет, и я с удовольствием хожу на работу. Мы ведем себя на равных, то есть я ни в коем случае у них не старший, я даже иногда от них "пинка получаю". Я учусь у молодежи, и даже стыдно это говорить самому себе.

-А почему стыдно?

-Я не считаю себя таким древним, каким я являюсь на самом деле. А у кого учиться-то? Только у них. У кого учиться энергии, новому языку, русскому в том числе?

-Понимаете, кстати?

-Иногда догоняю. До "падонков" не дошел еще, хотя пытался "падонковский" язык изучить. Но немного посмотрел и отошел.

Смотрите, как сильно в Нижнем Новгороде развивается поэзия: красивая, настоящая, да, в общем-то, и не пьющая поэзия, что является редкостью для Москвы, фестивали поэзии проводятся в Нижнем. Я с удовольствием общаюсь с молодежью, мне с ними гораздо интереснее общаться, чем со своим поколением, которое, в основном, переживает, как было хорошо.

-Антонина Михайловна, библиотекарь. Много говорят о введении в школах "Основы мировых религий", но почему никто не хочет ввести предметы по мировому искусству, чтобы формировать у ребят вкус? Я не говорю, что все должны поголовно любить классику, но чтобы ее критиковать, ее тоже надо знать.

-Я считаю, что в данном случае проблема одна - преподавать некому. Ввести можно что угодно, но кто будет преподавать? Ведь очень плохо будет, если сейчас введут мировую религию, мировое искусство, и сразу отобьют желание изучать это. Я сам бегал с другой идеей: я считал, что на территории тюрем надо строить церкви - там реально люди нуждаются, и они бы вышли из тюрьмы уже с "Богом в голове" - вот это было бы настоящее перевоспитание. И с кем, и с какими депутатами я только не разговаривал на эту тему, все говорили, что это блестящая идея. Говорят, что сейчас это уже появилось, но где-то лет десять назад мне это очень хотелось сделать после фильма "Пацаны" Динары Асановой, потому что там есть реальная нужда в этом: и поговорить, и поверить, и измениться.

-Игнат Ингмаров, читатель газеты "Аргументы и факты Нижний Новгород". У нас в городе все больше социальной рекламы, вы тоже сделали плакат "Берегите лес от себя", но ведь уже больше полувека в лесах стоят щиты "Берегите лес от пожара", и как показало это лето, они не действуют. Чем новая социальная реклама лучше плакатов, придуманных еще в СССР?

-Это альтернатива тем плакатам, которые придумали в СССР, и я думаю, человек, прочитав этот плакат, задумается и поймет, что действительно, лес нужно беречь от себя. Кто жег леса, природа что ли? Что там, действительно стихийные пожары? Это мы забываем свои пакеты с мусором, костры, свою совесть в лесу, а потом удивляемся. Может, действительно Бог как-то поднаказал нас, что мы перестаем беречь природу и нам кажется, что свежего воздуха у нас сколько угодно. Получили? Все лето дышать было нечем, ходили с масками по городу. Что у нас, лесов много? Ну, давайте еще рубить, у нас леса уходят на глянцевые журналы, сейчас и этого не будет. То есть у нас действительно проблема, но надо сказать об этой проблеме на новом языке. Вот мне кажется "Берегите лес от себя" - это и был тот язык: коротко и ясно, плюс ко всему была использована графика спичечных коробков. Мы буквально за два часа это сделали: взяли человечка из "Держать проход свободным", подожгли ему голову, то есть чисто графическая штука. Ну вот, вроде бы сложилось.

-Директор одного из московских агентств креативных подарков придумал такой ход: у него есть печать, там написано "Для липовых договоров". Вот скажите, это такой креатив или больше похоже на маразм?

-У каждого директора креативного агентства есть свои "мулечки", и вот он себя так тешит и заказчикам показывает такие штуки. Если бы он, например, мог это продать какому-то заказчику, то это было бы более интересно. Да? Но, в принципе можно и для себя, чтоб потешиться.

-Какая формула успеха у Алика Якубовича?

-Формула очень простая - не мешать себе!

Якубович

Previous post Next post
Up