Николай Васильевич был с нами тут

Mar 24, 2014 15:52

- Кто это «Николай Васильевич»?
- Гоголь - великий русский писатель.
- Фотография Гоголя существует?
- Конечно. Вы не знали? Посмотрите.
… 1

... в 1902 году, к 50-летию со дня смерти Гоголя, в студии выдающегося портретиста К.А.Фишера, его изображение было выкадровано из группового снимка, переснято и увеличено...

- То есть - есть толпа свидетелей? Групповой снимок с Гоголем?…
- А чему вы удивляетесь…


«В 1845 году Сергей Левицкий приезжает в Рим и встречается с русскими художниками и с Гоголем.
Использовав приезд в Рим вице-президента русской Академии художеств графа Фёдора Толстого, Левицкий уговорил Гоголя сняться на дагерротип вместе с колонией русских художников.
Затея была связана с приездом в Рим из Петербурга Николая I.
Император лично посетил пансионеров Академии художеств.
Более двадцати пансионеров были вызваны в собор Святого Петра в Риме, куда после российско-итальянских переговоров прибыл Николай I в сопровождении вице-президента Академии графа Ф. П. Толстого. «Проходя от алтаря, Николай I обернулся, приветствовал легким наклонением головы и мгновенно окинул собравшихся своим быстрым, блестящим взглядом. „Художники Вашего величества“, - указал граф Толстой. „Говорят, гуляют шибко“, - заметил государь. „Но также и работают“, - ответил граф».

В благодарность за тёплые слова художники хотели приготовить Ф. П. Толстому невиданный для той поры подарок - групповой снимок. Собрались все на террасе мастерской французского дагерротиписта Перро.
Левицкий описал впоследствии технику изготовления им пластинки, указал продолжительность выдержки, оценил качество снимка («центр группы вышел превосходно, края не совсем отчетливо»).
И добавил: «Это мое первое произведение удивило всех художников».
Источник сведений… http://triumphato.narod.ru/wiki/Perrot.html

- Как-то вдруг - «невиданный для той поры подарок - групповой снимок»… И фотограф тут, как тут…
- Сейчас-сейчас… Цитирую: «С именем Сергей Львовича Левицкого связан расцвет ранней портретной фотографии в России.
После возвращения в Петербург из поездки на Кавказ, в 1844 году Левицкий ушел со службы и отправился изучать технику фотографии за границей.
В 1845 году он жил в Риме, где проводил время в среде русских художников».
Вот видите другой источник сообщает «не тут, как тут», а жил в Риме, тусовался с русскими художниками…

Источник здесь… (ссылка)

Там же читаю:
а) «Подробный и обстоятельный рассказ (о процессе съёмки - nikipavl) «скомкан» тем, что в группе сфотографирован сам Левицкий (второй слева во втором ряду). Будем считать, что авторство принадлежит именно Левицкому, который подготовил фотоаппарат и разместил портретируемых, а Перро (в студии которого был сделан снимок) послужил лишь в качестве дистанционного управления и «нажал на кнопку» по сигналу Левицкого».
б) «Одни из первых опытов коллажа принадлежат фотографу: Левицкий придумал изображать фотографируемого на одной и той же карточке в двух позах, иногда даже в различных костюмах. Например, снимающийся разговаривал с самим собой, пожимая себе руку или одновременно играл на фортепьяно и слушал свою игру».

Посмотрим внимательнее
… 2

От цифры 1 все объекты - идеальны. Чего не скажешь о других.

От цифры 2 (слева направо) - на плечо опирается рука, на которую опирается голова объекта... где правое колено этого объекта? Если на этом правом колене объект стоит, то его левое колено - упирается прямо в объектив! Такие разные ноги? Локоть Гоголя Н.В. (правая линия) тоже "висит" без опоры. Это точно.

Цифра 3. Левый объект худ необычайно... Правый объект куда колени свои спрятал? Он ведь к объективу ближе сидит.

Цифра 4.  Объект опирается исключительно на спинку стула, с деревянной (твёрдой!) и узкой верхней частью (больно так опираться...), свою правую ногу выставил вперёд (и не может на неё опираться), а опорная его левая далеко от стула стоящая "мало помогает" (иначе не знаю как описать эту позу) стоять этому объекту с тростью.
Может быть именно этой позой вызван удивлённый взгляд его соседа (правее и дальше от объектива), держащего свою трость двумя руками...

Теперь крупнее.

… 3


… 4

<

Сопоставляю даты и факты из биографии с возрастом С.Л.Левицкого.
Удивительное (имхо) выделю «жирным»:
Сергей Львович Левицкий, двоюродный брат небезызвестного А.И. Герцена (оба незаконнорожденные крепостными от братьев-дворян), родился в 1819 году в Москве.

В 1839 году (ему всего 20 лет) он приобрел у Грекова дагеротипный аппарат.

В 1843 году (24 года) Львов-Левицкий отправился на Кавказ
В 1844 году Левицкий ушел со службы и отправился изучать технику фотографии за границей.
В 1845 году он жил в Риме, где проводил время в среде русских художников.

1845 годом датируется и фотография Н.В Гоголя, в группе сфотографирован сам Левицкий (второй слева во втором ряду) - ему 26 лет первый коллаж? (версия) - Левицкий говорит: «Это мое первое произведение удивило всех художников» - почему именно художников?

Из Рима Левицкий отправился в Париж, где прожил четыре года. В 1849 году Левицкий (ему 30 лет) возвратился в Петербург.
В 1851 году серию больших дагеротипных портретов и групповых снимков на пластинках размером 30x40 и 24x30 сантиметров, он отправил на Всемирную выставку в Париж (ему 32 года)

С 1852 года Левицкий работает для императорского двора. К этому времени в практику фотографии начал входить мокро-коллодионный способ, сменивший дагеротипию. Левицкий стал изучать фотографию на стеклянных пластинках с последующим печатанием позитива на бумаге и вскоре достиг хороших результатов (фотографу 33 года).
Тесно связанный с литературными кругами, Левицкий фотографировал многих писателей.

В 1857 г. он создал "Коллекцию портретов русских литераторов", небольшой тираж которой поступил в продажу.
Летом 1859 года Левицкий по приглашению американского фотографа Уоррена Томпсона снова уехал в Париж. Сначала он руководил фотоателье Томпсона, но вскоре открыл собственный фотосалон.

В том же 1864 году Левицкий (ему 45 лет) удостаивается звания «Фотографа императора Наполеона III» и становится членом Французского фотографического общества. Одни из первых опытов коллажа принадлежат фотографу: Левицкий придумал изображать фотографируемого на одной и той же карточке в двух позах, иногда даже в различных костюмах. Например, снимающийся разговаривал с самим собой, пожимая себе руку или одновременно играл на фортепьяно и слушал свою игру.

В 1867 году он возвратился на родину, в Петербург (ему 48 лет), снова открыл там ателье, на этот раз с большим павильоном и особым отделением для увеличения портретов - величение портретов требует копирования бумажного отпечатка на стеклянную пластину и сколь угодного количества нового экспонировании для создания «коллажа»…

В 1877 году Левицкий получает звание придворного мастера, а его фотоателье называется "Фотографы Их Императорских Величеств "Левицкий и сын".
В 1879 году он уже снимал художественные портреты при электрическом свете с углями петербургского производства при выдержке 15 секунд (угли, изготовлявшиеся в Париже, требовали выдержки в 100 секунд).
Первым в России Левицкий перевел свою фотографию на работу при электрическом свете. «Первый российский стробист» изучал сочетание солнечного света с электрическим: в 1882 году в журнале «Фотограф» он рассказал, что перенес электрическое освещение в дневной павильон.

Талантливый фотограф-экспериментатор.

Первый и последний фотограф Гоголя Николая Васильевича.
Но Гоголь настоящий... Его "фото" (пусть и вставленное в "коллаж") ведь надо было иметь...
Пушкин не дожил до фото портрета всего чуть-чуть... Восемь лет.

О Гоголе в то время литературоведы пишут так:

«Вторая половина 1840-х годов - Николай Васильевич переживает духовный кризис.
Доходило до того, что писатель сомневался в значении и действенности художественной литературы и был готов отречься от своих произведений.
Конец июня 1845 года - Гоголь сжигает рукопись второго тома поэмы «Мертвые души».
Причиной стало душевное состояние писателя, выражаясь современным языком, длительная депрессия. [...]
Апрель 1848 года - Гоголь посещает Гроб Господень в Иерусалиме, после чего окончательно возвращается в Россию.
Живет в Одессе, Петербурге и Москве, все это время работает над вторым томом «Мертвых душ».
Здоровье писателя ухудшается. [...]
Весна 1850 года - Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ.
1852 год - Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.
Ночь с 11 на 12 февраля 1852 года - Гоголь сжигает теперь уже беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». [...]
21 февраля 1852 года - Николай Васильевич Гоголь умирает в Москве».

коллаж, РФ, фотография, Гоголь Николай Васильевич, Россия, Левицкий Сергей Львович

Previous post Next post
Up