Mar 07, 2013 21:10
Мы, взрослые, с позиции своего жизненного опыта часто свысока смотрим на детские переживания. Ну, подумаешь, проблема: игрушка сломалась, в зоопарк на выходной не сводили, ребята дразнятся - это же, по нашему мнению, такая мелочь. Разве можно даже сравнивать с нашими взрослыми настоящими проблемами и бедами. Но мы забыли, какие мы сами были в детстве, и какой страшной трагедией для ребенка может быть вроде бы такая "мелочь"
Эта история произошла с моим племянником в конце 90-х. Димочка считал себя уже большим и ходил в детский садик. Так уж сложилось в жизни, что не получилось у его мамы найти свою половинку и поэтому у Димочки были только мама и бабушка.
С некоторых пор Димочка стал с неохотой собираться по утрам в свой садик. Расспросы самого Димочки и воспитательниц в детсадной группе ничего не дали, поэтому посчитали, что ребенок, просто с утра не выспавшись, капризничает.
Где-то в это же время, когда мы с женой в очередной раз пришли в гости, Димочка залез мне на колени и прошептал на ухо:
- Можно я буду звать тебя папой?
- Да, конечно, мой хороший, - ответил я, не придав особого значения всему этому.
Так бы все и продолжалось, если бы однажды не собрались родственники на семейное торжество и, поскольку женщины были заняты хлопотами по организации праздничного стола, в детский садик забирать Димочку пошел я.
Мое появление в группе вызвало заметное оживление, так как я был единственный мужчина среди мам и бабушек, пришедших за детьми. Я стоял и ждал, пока Димочка старательно сражался с непослушной одежкой. Почти каждую минуту к нам подходил кто-нибудь из детей и полувопросительно - полуутвердительно спрашивал: "Ты/вы ведь не Димин папа?" - и, услышав в ответ, что я его дядя, с гордостью заявлял: "А у меня есть папа!"
С каждым новым визитером Димочкина голова клонилась все ниже, а штанишки все никак не хотели одеваться.
Вот только тут до меня дошло, какая безысходно-черная и страшная беда стряслась с ним. Дети могут быть чрезвычайно жестоки. В этом возрасте наличие папы и мамы - признак социальной полноценности и способ самоутверждения в этом маленьком во всех смыслах мире. А у Димочки не было папы, и в этом своем детсадовском мире он был совершенно беззащитен перед каждодневным целенаправленным подчеркиванием своей ущербности. Наверняка в группе еще были ребятишки, растущие без пап, но их отсутствие было, видимо, как-то залегендировано. А Димочка был послушным мальчиком, и, если мама учила его, что говорить неправду нехорошо, то он не мог соврать про папу. Я был его последней надеждой, но вот я был рядом и бросал его в беде.
Мне стало дурно, когда я осознал несправедливость происходящего, и перехватило дыхание от мысли, с какой серьезной стрессовой ситуацией приходилось ежедневно сталкиваться маленькому человечку. Я не виню молоденьких воспитательниц, поскольку сам, честно говоря, не сразу въехал в эту ситуацию.
Придя домой, я первым делом предупредил сына, что завтра мы с ним вместе идем за Димочкой в детский сад.
На следующий день мы с Лехиным пришли в детский сад немного раньше обычного, чтобы обеспечить полный сбор. Это для взрослого Лехин - 13-летний мальчишка, а для детсадовцев он - один из старших пацанов во дворе, авторитет. Нет, не так: АВТОРИТЕТ.
Сразу с порога я громко объявил, что за Димочкой пришли папа и старший брат. Не веря своему счастью, Димочка с сияющими глазами: "Я здесь!!" - рванулся к нам из какого-то дальнего уголочка. Выдержав паузу, необходимую для полного сбора контингента и обозначавшую торжественность момента, я дал старт шоу.
- А скажи-ка Димочка, где твой шкафчик? Неужели этот?! С мячиком на дверце?! Да это же самый красивый шкафчик!!
- А где твоя кроватка? Как?! Действительно эта?!! Да это же самая удобная кроватка!!
Радостный Димочка метался по всей группе, показывая то любимую рыбку в аквариуме, то игрушку, с которой он сегодня играл. По пятам за Димочкой ходила процессия в виде какого-то живого существа, где мы с Лехиным играли роль головы, ребятишки представляли собой туловище, а воспитательницы - бантик на хвостике. Лехин авторитетно кивал и время от времени поддакивал, что подчеркивало бесповоротность и однозначность общественного мнения. С неслышным треском ломались устоявшиеся стереотипы и рушились приоритеты.
"Папы есть у всех!" - с закреплением этой новой статьи в конституции детсадовской группы мы втроем удалились.
На следующее утро Димочка с радостью собирался в детский садик.
дети