Покатушки по Гродненскому району: Коптёвка, Квасовка, Индура, Одельск

Oct 15, 2021 22:56

Есть у моих подруг такое хобби - заезжать в самые укромные уголки Беларуси и находить там самые интересные достопримечательности. Ездят обычно по каждому району, поэтому, когда настал черёд Гродненского, я напросилась с ними. :)

Выезжать собирались в субботу в 10 утра, но из-за форс-мажора поездка днём грозила сорваться, и я как ненормальный человек предложила, вместо того, чтобы переносить, выехать в 7. Все, кто узнал об этом, сказали, что нам "нечего делать"). Но оказалось, что так даже лучше.

Благополучно сквозь сон скидываю пару будильников в 6, на автомате встаю, собираюсь, в голове мысль: "И чего мне не спалось?", выезжаем. Ночью были заморозки, на траве иней, но я ожидала, что будет холоднее - позже даже шарфик сняла. Сквозь туман прорезаются розоватые блики рассвета. Красивое.

Приезжаем к первой нашей точке в агродке Коптёвка. Пускаю слюнки на храм в честь Успения Пресвятой Богородицы неподалёку, но для моих подруг это - "типичная церковь" (а я бы лучше туда сходила), поэтому фоткаю издалека.

Костел Вознесения Девы Марии начали строить в 1936 году, когда поселок был в составе межвоенной Польши.

После окончания ВОВ здание коптевского костела переоборудовали под мельницу. Католической церкви храм возвращен в 1991 году.

Жаль, что ни одну достопримечательность не удалось сфотографировать на фоне рассвета - в кадр попали только розоватые блики.

Солнце появляется над горизонтом, застав нас в пути. Остановились сфотографировать.

Коллективным мнением рассвет в дороге попадает в топ-3 лучших события этой поездки.

Следующая остановка - агрогородок Квасовка и костёл Безгрешного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Костел строился в период с 1856 по 1872 год. Строительство шло почти 16 лет. Когда по всей царской России католические храмы закрывали, в Квасовке строили костёл. Верующие жители Квасовки в 1854 году ходатайствовали о строительстве нового костёла вместо старого деревянного. Строительство костёла продолжалось до 1864 года, пока по распоряжению Гродненского генерал-губернатора не было приостановлено в связи с неблагонадежностью политических взглядов ксёндза Антона Эйсмонта. В ходе расследования выяснилось, что деньги собирались "…для внутреннего украшения костёла и устройства в нем двух боковых алтарей". Прихожане просили разрешения продолжить строительство римско-католического костёла. С этими событиями связано «Дело о прошении прихожан деревни Квасовка о разрешении им окончить постройку Квасовского римско-католического костёла». В 1872 году стройка завершилась.

Навигатор повёл перекрытой дорогой, зато наткнулись на живописное озеро.

Самые большие планы у меня были на агорогородок Индура - путеводители обещали здесь кучу достопримечательностей. По дороге заметили, что в здании бывшего учебного заведения находится продуктовый магазин, поэтому даже не стали останавливаться. Следующая точка - синагога - оказалась в весьма плачевном состоянии.

Синагога построена в 1883, по другим источникам - в 1885 году. В 1890-х годах по подсчетам историков в местечке проживало более 2 тысяч евреев, что составляло порядка 82% населения. Поэтому не удивляет большая общая площадь и монументальность постройки.

В наше же время здание оказалось заколоченным, заброшенным и разрушающимся.

А внутри бывшей синагоги явно кто-то прогуливал английский бывает.

Есть заброшки и руины, которые стоит увидеть, но, глядя на эту синагогу на фоне осеннего холодного утра и опадающих листьев каштана, мне хотелось побыстрее оттуда уехать.

Самая интересная достопримечательность нашей поездки - костёл Святой Троицы.

Каменный костёл был построен в 1815 году на месте разрушенного деревянного. Он является памятником архитектуры в стиле позднего классицизма.

Из общей концепции костёла немного выбивается башня-звонница. Это объясняется тем, что она была пристроена значительно позже при реконструкции в 1904 году.

Обновленный храм приобрел черты эклектического стиля с элементами необарокко и неоклассицизма.

Очень красиво! Я бы даже хотела заглянуть внутрь.

Пикник у обочины Завтрак с прекрасным видом.

Следующей точкой маршрута должно было стать старое еврейское кладбище. Навигатор показывал ещё 100 метров, и водитель отправила нас делать фотки для её поста в инстаграм).

Протопав минут 5 в никуда под удивлёнными взглядами извозчика и водителя трактора, наконец, мы заприметили покосившийся забор со звёздами Давида.

Перелезли через забор и поднялись немного вверх. Большинство могил разрушены, плиты покосились. Представляете, кто-то живёт у са́мого кладбища. Брр.

Кладбище прекратило действовать примерно к 1940-м годам. После Великой отечественной войны использовалась местным колхозом как склад для удобрений. На данный момент здание относится к шести разрушающимся еврейским культовым сооружениям Беларуси.

Всё кладбище заросло травой, деревьями и кустарниками.

20 минут спустя замечаем бывшие хозяйственные постройки. Быстрое фото, дальше едем к усадьбе.

С обратной стороны.

Небольшой усадебный дом значительно перестроен, но сохранил определенные черты "шляхетских" времен. Несмотря на довольно ветхое состояние, бывшая усадьба Бжостовских всё ещё жилая.

Местный житель сразу начал возмущаться, что это мы тут ездим, и вообще он не разрешал его фотографировать. Я решила не связываться, а вот подруга назло пошла ближе и сфотографировала усадьбу.

По ужасной дороге (которая входит в список топ-3 неприятных вещей поездки) едем в последний агрогородок этой поездки - Одельск. Здесь, неподалёку от польской границы, находится костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии.

В 1490 году великий князь ВКЛ и король польский Казимир ІV Ягелончик выделяет средства на строительство в Одельске деревянного костёла. В 1680 году на месте старого храма возводится новая святыня, а где-то в середине 18 века ее заменяет костёл в стиле барокко с элементами народного зодчества, который сохранился и до нашего времени. В 1898 году костёл был отремонтирован и окружен каменным ограждением с воротами.

Тогда же была возведена и каменная звонница.

Всё, пора домой. Вся поездка у нас заняла 4 часа.

Tl;dr. В Гродненском районе много интеерсных достопримечательностей, но не каждая стоит обязательного посещения. Из этой поездки порекомендую костёл Святой Троицы. Если вдруг будете проезжать через Индуру, не пожалейте 5 минут своего времени.