ленин не только гриб

Jan 16, 2022 19:32

но и Христос! Или о неожиданном выводе из фильма постреволюционного времени.

Приятно, что каталог картин на портале Культура, постоянно пополняется. Из классики, появившейся в этом месяце: "Иван" Довженко, "Его превосходительство" Рошаля и много Кулешова. А еще давно и безнадежно искомый "Его призыв" Протазанова!



Протазанова смотреть мне легко и приятно (что подтверждает статистика на КП - это теперь у меня самый популярный режиссер с 15 фильмами), кроме "Аэлиты" (ну, советская довоенная фантастика это отдельная печальная песня). Он зрителя ни идейно, ни монтажно не ломает, но всё делает ему на потребу да еще и согласно актуальной повесточке. Социальную линию разбавляет романтической, образные картины советской борьбы - реалистичными буднями рабочего поселка. Форестье, так возмущавший меня в 1910-х, снимает теперь очень разнообразно. Актеры молодые, красивые и перспективные: Жаров, Жизнева, а Кторов - так вообще новый Мозжухин (статный, выразительный, заверните дайте два))



У Кати во время московского восстания 1917 года убивают отца. Бабушка увозит девочку в деревню, и не узнает та, что убийца - проклятый капиталист Заглобин, вскоре сбежавший в Европу. Через пять лет он возвращается инкогнито, чтобы вернуть часть семейного имущества, и попадает в тот поселок, где живет Катя - активная участница социалистического строительства, хоть и беспартийная.

Что вытворяет Протазанов с сюжетом? Ожидаемо выстраивает противопоставление «их» и «наших» нравов, как чистейшей дуализм: у «них» - разврат, ложь, лицемерие и всякая надуманная вычурность, элитарность; у «нас» - искренность, простота, добродетельность и народность. И, естественно, мотивация для реэмиграции может быть только злодейская: шпионаж, диверсии, вот это всё. Волей неволей работает режиссер на создание подозрительности в отношении всех возвращенцев, хотя сам из таких (приехал в Союз в 1923 году).

Использует в сюжете и обязательную революционную жертву. Правда, в самом начале (убийство отца Кати), и для сюжета она важна только для обоснования отъезда Кати из Москвы, а на формирование ее морально-волевых качеств никак не влияет.

А самый оригинальный ход - сооружение параллели между религиозностью и членством в большевистской партии: у Кати есть «иконостас» вождей (по аналогии с бабушкиным классическим собранием икон); рассказ детям о больном Ленине подается как страдание за весь рабоче-крестьянский люд. Но особо религиозно выглядит принятие Кати в ряды партии (в день похорон Ленина) - с прощением всех ее предыдущих грехов (встречалась с эмигрантом, сторонилась коллектива), как покаявшейся отступницы или распутницы - Ильич милостлив ко всем!



А тут просто очередная вышивка в кино - занятие для девы в скорби, стыде и отстраняющейся от всех на свете.

вышивка, #10фильмов, #остаёмсязимовать, кино

Previous post Next post
Up