мысли вслух про Андрея Дёмина

Mar 02, 2013 16:06




Вчера после занятия долго беседовала со Светланой Дёминой, мамой Андрея. Она очень переживает за будущее Андрея, как ему стать самостоятельным и почувствовать свою независимость, способность к чему-то такому, что могло бы быть нужным и интересным не только нашим мастерским, колледжу, студии, ей и мне, а на какое-то время в будущем могло бы стимулировать его рост и развитие. Хорошо бы придумать такое занятие для него, которое могло бы увлечь и поддержать Андрея как художника, как личность, помочь ему морально, социально и материально. Вроде бы сейчас мы потихоньку готовимся к персональной выставке Андрея, предположительно в галерее Пунктум. Выставка - это наша давняя мечта, и это прекрасно, но она закончится, и каким будет продолжение? Светлана говорит - хочется чего-то ещё, а чего? Думали мы с ней, думали, и вот что придумали.
Я предложила им с Андреем такой (отчасти коммерческий) проект: чтобы Андрей на заказ рисовал портреты. Светлана была в восторге (Андрей, судя по всему, тоже). Ведь портрет - это любимый жанр Андрея, хотя в целом на портреты у нас в студии существует некое предположительное молчаливое табу (ну, я недавно это с коллегами и психологами в очередной раз обсуждала, и мнения расходятся, но вроде нашим студийцам не всем это подходит, может быть кому-то даже и вредно, так многие психологи говорят и пишут). Случай с Андреем уникальный, рисование лиц его очень увлекает, и как мне кажется, это для него едва ли не основной способ коммуникации.
Идея очень простая: желающие присылают мне свою фотографию по электронной почте (ну, или не свою, а фотографию того человека, чей портрет они бы хотели иметь в исполнении Андрея). Андрей рисует, я показываю что получилось.  Не понравится - нет вопросов, не берёте. А если понравилось - то мы договариваемся о встрече и передаём портрет (встретиться можно либо с мамой, либо со мной, неважно).
Цена - 3 тысячи рублей за маленький портрет (А-4), или 4 тысячи за большой (А-3).
Сразу честно поясняю: 20% стоимости - на развитие нашей студии, остальное - автору.





Сложностей может быть две.
Во-первых, иногда Андрей отказывается рисовать по картинке, если ему не понравился оригинал. Но это очень большая редкость! Почти всегда портреты он рисует с упоением, особенно женские. Так что, отказ возможен, но маловероятен.
И во-вторых, портреты почти всегда он рисует не сразу, а с третьего-пятого захода, в отличии от всего остального. В итоге, особенно если делать портрет в цвете, это в среднем занимает не одно-два занятия, как орнамент, пейзаж или натюрморт, а может затянуться на месяц и больше.
Дело в том, что в человеческих портретах почему-то для Андрея очень значимы глаза, точнее - их размер, и это в первую очередь отражается на композиции. Мы оставляем первую попытку, откладываем лист, берём новый и начинаем снова и снова. Иногда, тщетно начав какую-нибудь мону лизу на трёх картонках, мне приходится подклеивать лист до бОльшего формата, и тогда он спокойно продолжает рисовать рот-нос-лоб-шею и тд, что там есть ещё, кроме глаз, поскольку мне так и не удаётся убедить его, что глаз не должен занимать пол-листа. Вот типичный пример. Этот портрет состоит из двух листов:



Или вот:


Так называемая "Девочка с персиками" изначально должна была иметь горизонтальный формат.
Дважды Андрей его поворачивал вертикально, на третий я сдалась. Персик в руках Веры Мамонтовой у Андрея поместился только один, да и то, как видите, с большим трудом влез, как и кисти рук. Это всё Андрею было необходимо сделать маленьким и неприметным, очевидно, только ради того, чтобы глаза заняли четверть формата.
Или вот, Поль Гоген, автопортрет (который и на Андрея похож, и на Гогена).



С Гогеном - это тоже примерно пятая попытка. Но гораздо более удачная, чем серовская девочка. В итоге глаза уменьшились, хотя и всё равно они гораздо крупнее гогеновских, и даже поместилось распятие слева.
Иногда я думаю - может, я мешаю... Пусть дорисует. Тогда на картине остаётся один огромный глаз, после чего рисунок заходит в тупик, либо жизнь начинает зарождаться и развиваться по краям и внутри этого глаза. Может, это и есть стиль Андрея. Но и сам он часто в таких случаях выглядит неудовлетворённым, в отличии от тех случаев, когда я в итоге всё-таки вмешиваюсь. Справедливости ради надо заметить, что вмешательство это моё нерегулярное и, как правило, очень незначительное. Оно бывает нужным только на начальном этапе композиции.

Ну как, никто из вас не хочет попробовать заказать Андрею портрет?

Ну и вот вам, чтоб обдумать предложение, ещё портреты разных лет в исполнении Андрея, разной степени законченности:










































(последний рисунок - автопортрет)

АНДРЕЙ, портрет, студия "ника", пробные проекты

Previous post Next post
Up