27 ноября /10 декабря совершается память святителя Виргилия Зальцбургского
В 743 году ко двору майордома Пипина Короткого явился из далекой Ирландии ученый монах по имени Фергал с двумя спутниками. О жизни его на родине мы не знаем практически ничего. Предпогалают, что родился он около 710 года в благородной семье и даже, говорят, происходил из рода короля Лоэгайре. В Ахабо примерно в то же время известен настоятель монастыря с таким же именем. Возможно, это он и был. Но есть мнение, что образование Фергал получил на о. Айона, откуда и отправился в свое паломничество на материк. Здесь его имя приобрело более привычную европейскому уху латинскую форму Виргилий. При дворе майордома Виргилий провел два года, после чего Пипин рекомендовал его своему зятю, баварскому герцогу Одило, в качестве советника, с условием, что герцог предоставит ему первую же освободившуюся епископскую кафедру в своих владениях. Так около 746 года Виргилий наследовал епископу Иоанну, возглавив Зальцбургскую епархию. Не принимая архиерейской хиротонии, он управлял епархией в ирландских традициях, в качестве настоятеля монастыря Св. Петра. Там же, где требовался епископский сан, за Виргилия действовал его спутник, странствующий епископ Добдагрекус*.
Каноническая неправильность этого назначения вызвала у святителя Бонифация, папского легата и основателя епархии, возмущение, которое он поспешил донести до Папы Захария. Были у святителя и другие поводы для недовольства. К острому конфликту привел отказ Виргилия признать несостоявшимся крещение, которое несведущий в латыни священник совершил, произнеся неверную формулу: «Baptizo te in nomine patria et filia et spiritus sancti» («...во имя отечества, дочери и святого духа»). Камнем преткновения оказались и научные убеждения ирландца о том, что Земля имеет форму шара и на другой ее стороне тоже живут люди... антиподы. В глазах Бонифация, приверженца учения Птолемея, такое утверждение могло быть только ересью - ведь жители «обратной стороны», отделенной непроходимыми огненными кольцами, не могли быть потомками Адама и Евы и, следовательно, на них не распространялось спасение Христово. Под вопрос ставилось христианское учение о единстве человечества.
Несомненно, это был конфликт культур, различных систем образования, встреча двух миров. На одной стороне было своеобразие Кельтской Церкви, на другой - римская приверженность закону. Первую представлял Виргилий, прозванный за свои познания Геометром. Он был сведущ не только в богословии и философии, но и в истории, астрономии, географии и математике - словом, имел за плечами высшее образование, т.н. квадривиум, значительно превосходя грамматика Бонифация по уровню знаний.
Надо сказать, Папа отреагировал на недоумения святого Бонифация весьма разумно. Канонические проблемы разрешил, велев как можно скорее совершить епископскую хиротонию, каковая и состоялась 15 июня 749. В вопросе о крещении он принял сторону Виргилия, объяснив своему легату, что если священник, не впадая ни в какую ересь, всего лишь неправильно произнес латинские слова, то крещение повторять нет необходимости. По поводу же еретического учения Папа советовал Бонифацию разобраться, действительно ли Виргилий утверждал, что есть еще «другие миры и другие люди под землей, на каких-нибудь солнце или луне», и тогда созвать церковное собрание для принятия решения. Возможно, этому делу был бы дан ход, но после смерти папы Захария в 752 году и мученической кончины святого Бонифация в 754, вопросом этим больше никто не занимался.
Виргилий Геометр управлял Зальцбургской епархией без малого сорок лет. Это было время культурного и духовного подъема Зальцбурга: основывались монастыри, возводились храмы, велась миссионерская деятельность. При святителе Виргили был построен зальцбургский собор, куда перенесли из Вормса мощи святого Руперта, апостола этих мест, основателя монастыря Св. Петра, с которого и начался Зальцбург. Считается, что перу Виргилия принадлежит житие святого Руперта. Он же вдохновил Арбео Фрайзингского на написание жития святого Корбиниана. По просьбе славянского князя Борута Виргилий послал в Карантанию с христианской миссией своего спутника Модеста, ставшего апостолом словенцев. В последние годы правления епископа Виргилия в монастыре Св. Петра был заведен братский помянник, в котором, помимо имен основателей, братии и жертвователей обители, назывались и те, с кем поддерживалась особая молитвенная связь, в т.ч. настоятель и братия монастыря острова Айона, что дополнительно свидетельствует в пользу айонского происхождения Фергала.
Святой Виргилий отошел ко Господу 27 ноября 784 года, был погребен в построенном им соборе и... забыт на долгие столетия. При строительстве нового собора в 1181 году при архиепископе Конраде I был обнаружен вмурованный в стену гроб. В гробу находились земные останки Виргилия, его изображение и табличка с описанием. С этого момента началось почитание святого. У его мощей происходили многочисленные чудесные исцеления, которые тщательно документировались. Таким образом был собран материал для его канонизации, и Виргилий был причислен к лику святых в 1233 г.
* Dub Dá Chrich (Dobdagrecus)