Самопрезентация и Я-образ

Jul 13, 2017 18:34

Понятие «самопрезентации» и «Я-образа»

(по материалам магистерской диссертации)

Самопрезентация - неотъемлемая часть социальной жизни человека. Иногда самопрезентацию называют управляемым впечатлением о себе. Самопрезентация выступает объектом исследования не только в психологии, но и социологии, политологии, философии. Это объясняется тем, что по сути самопрезентация является неотъемлемой частью жизни любого человека, причем как в профессиональной деятельности, так и в личном общении. Английский термин self-presentation (самопрезентация) используется для обозначения поведения, целью которого является создание впечатления о себе у других людей. Так же часто используется и термин Image Management (управление впечатлением). В русскоязычных исследованиях встречаются следующие варианты перевода этих терминов: самопрезентация, самопредъявление, самоподача, самопредставление, представление себя другим.
К понятию «самопрезентация» достаточно близко по своему значению понятие«самовыражение». Поэтому весьма важно разграничить понятия самовыражение и самопрезентация, хотя нередко данные понятия используются как синонимы. Следуя А.Е. Жичкиной и Е.П. Белинской, самопрезентация определяется как «поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Я-концепции», а идентичность либо как синоним Я-концепции, либо как её центральный конструкт. Как отмечает А.Е. Жичкина, самопрезентация в общении является одним из аспектов идентичности наряду с формированием различных Я-образов (социального Я, персонального Я, реального Я и идеального Я).

В свою очередь И.П. Шкуратова определяет самовыражение как широкий круг вербальных и невербальных поведенческих действий, для передачи другим людям информации о себе и создания определенного образа себя. В отличие от самопрезентации процесс самовыражения в большей степени направлен не на создание управляемого впечатления о себе, а на раскрытие особенностей своей личности. Самопрезентация - способ достичь определенной цели, в первую очередь, самовыражение - возможность проявить свой внутренний мир. Самовыражение в отличие от самопрезентации не всегда приводит к формированию у окружающих людей позитивного впечатления об индивиде, и не всегда реакция на акты самовыражения вполне предсказуема. Целью самовыражения является раскрытие личности и получение индивидом удовлетворения от этого процесса, целью самопрезентации является создание определенного впечатления о себе у других.
Как дефиниция, получившая наибольшее употребление в психологической наук и практике, в данном исследовании под самопрезентацией понимается определенное поведение человека, основной целью которого является создание о себе у других определенного впечатления и управление им.
В настоящее время можно выделить различные подходы к исследованию самопрезентации. В соответствии с классификацией И.П. Шкуратовой выделяется семь основных подходов к пониманию и изучению самопрезентации: интерактивный, коммуникативный, социо-перцептивный, индивидуально-личностный, культурологический, гендерный, прикладной.

Анализ научной литературы показывает, что доминирующим в исследовании самопрезентации выступает интерактивный подход. В большей степени приверженцы данного подхода опираются на исследования И. Гофмана. Наиболее значимыми в этом походе являются следующие понятия: ситуация взаимодействия, стратегии самопрезентации, механизмы социального влияния и средства создания определенного образа. И. Гофман определяет основные мотивы самопрезентации следующим образом. Во-первых, это создание определенного мнения о себе с целью управления поведением других людей. Во-вторых, самопрезентация - это способ конструирования Я-образа. Представление человека о себе частично зависят от того, как, по его мнению, воспринимают его другие. Самопрезентация в социальной среде важна, поскольку она помогает достигать желаемых целей и строить определенные взаимоотношения с другими людьми, позволяет создавать и поддерживать желательную идентичность.
В рамках коммуникативного подхода основу изучения самопрезентации составляет модель коммуникативного акта. В основном исследования центрируются вокруг изучения речи, а потому они относятся к психолингвистическим исследованиям. Так Е.А. Петровой в рамках этого подхода реализован психосемиотический подход к визуальной самоподаче образа «Я». Автор предлагает использование термина «самоподача», вместо термина «самопрезентация», отмечая, что термин «самопрезентация» нередко связывается с негативными аспектами бизнеса,  рекламы, менеджмента и офисной культуры в целом. Вместе с тем, в данном исследовании более рационально использовать именно термин «самопрезентация», являющимся по своей сути более близким к англоязычным терминам «Self-Presentation» и «Image Management» одинаково часто используемых в исследованиях как самопрезентации в реальной жизни, так и онлайн самопрезентации, особенно в различных социальных интернет-сервисах.
К этому же подходу можно отнести исследования И.П. Шкуратовой, посвященное общению в Интернет и самопрезентации в общении, Ю.В. Чепель, раскрывающее значение ник-нейма как художественно-когнитивного образа в Интернет-коммуникации , О.Ю. Усачевой, выявляющей факторы формирования дискурсной компетенции в Интернет-коммуникации, Ф.О. Смирнова, рассматривающего особенности языка профессиональных пользователей и программистов, как лингвистический феномен  и исследующего лингво-культурные особенности построения навигации сайта. Интересным в рамках этого подхода также представляется исследование Ю.И. Саксоновой, в входе которого она обращается к изучению психологических особенностей Интернет-общения подростков в чатах. Т.А. Кубрак исследует речевую самопрезентацию и её место в интенциальной структуре дискурса. Из зарубежных исследований к этому подходу можно отнести работы З. Выкойвалов, посвященные трансформации языковой культуры молодых людей к ходе коммуникации, опосредованной медиа-средами и исследование Дж. Сулера, посвященное общению в мультимедийном чате.
В социо-перцептивном подходе акцент делается на исследование механизмов построение предъявляемых образов и их восприятие. Данный подход концентрируется на исследованиях разнообразных Я-образов (Я-реальное, Я-публичное, Я-приватное, Я-идеальное, Я-зеркальное и другие образы Я).
Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе и с тем, каким он хотел бы быть. Образ «Я» представляет собой не всегда осознаваемую, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о самом себе, на основе, которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» - ядро Я-концепции личности. Проблему Я-концепции первым из психологов начал разрабатывать У. Джемс.
В соответствии с его научной позицией возникновение и развитие Я-концепции, определяемой им как совокупность всех представлений человека о себе, происходит у человека в процессе социального взаимодействия и представляет собой уникальный результат психического развития, предпосылка и следствие социального взаимодействия.
Изучению «Я» человека и его уникальности посвящены работы ученых гуманистиче­ского направлении зарубежной психологии. Наибольший вклад в научный базис данного направления внесли исследования американских психологов А. Маслоу, К. Роджерса, А. Комбса, которые предложили осуществлять исследование индивида и его личностного развития, обра­тившись к изучению собственно человеческих проявлений, таких, как чувства, эмоции, установки, мысли, мотивы поведения, интересы, осмысление своего положения в обществе и др.
Образ «Я» выступает ключевым понятием в социо-перцептивном подходе к изучению самопрезентации. Как отмечают Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и многие другие исследователи социо-перцептивная сфера является важнейшим фактором, определяющим содержание практически всего процесса общения людей. Компетентность в социальном восприятии играет роль способности правильной оценки личностных особенностей партнеров по общению. Данная способность является существенной составляющей социальной сензитивности, эмпатичности, которые тесно связаны с умением устанавливать отношения с другими людьми. В процессе общения и взаимодействия человек оперирует образами себя, других, окружающих объектов, деятельности и ее результатов, поэтому значение образа в процессе социального восприятия крайне велико.
Образ «Я» в отечественной психологии рассматривается как структурное образование, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех составляющих образа - когнитивной, эмоциональной и регуляторной. Когнитивный компонент образа «Я» характеризует содержание представлений человека о себе самом. Эмоциональный или эмоционально-оценочный компонент образа «Я» отображает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, а регуляторный компонент, иногда называемый поведенческим, характеризует проявление когнитивного и эмоционального компонентов в поведении человека. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, независимо от основы, объективной или субъективной, на которой они формируются.
Образ «Я» - это не статистическое, а динамическое образование личности индивида. В реальности психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я-образ» в целом включает три главных измерения: наличное «Я», или «Я-реальное» (каким человек видит себя в данный момент), желаемое «Я» (каким хотел бы себя видеть), представляемое «Я» (каким он показывает себя другим). Все три измерения сосуществуют в личности, обеспечивая ее целостность и развитие.  При этом каждому из вариантов, в свою очередь, могут соответствовать несколько «Я-образов», обладающих разными качествами в зависимости от ситуации.

Образ «Я-реальное» не означает, что он соответствует реальности. Это представление личности о себе, о том, «какой я есть здесь и сейчас». Идеальный же «Я-образ» - это представление личности о себе в соответствии с желаниями: «каким бы я хотел быть». Эти формы в большинстве случаев различаются. Специфическая активность личности формируется во взаимодействии с социальной средой, в общении с другими людьми, а внутренний мир личности во многом формируется посредством интериоризации.
Значение «Я-образа» в жизни человека состоит в том, что он является центром его внутреннего мира, той «начальной точкой», исходя из которой человек воспринимает и оценивает весь окружающий мир и планирует собственное поведение. Для самого человека очень важен его собственный взгляд на себя. На основании «Я-образа» человек отличает себя от внешнего мира и от других людей, формирует желаемые содержание и формы социального взаимодействия.

Представление человека о себе существенно зависят и от того, как, по его мнению, воспринимают его другие, на основании чего у него формируется Я-зеркальное (от англ. self, looking-glass; нем. Spiegel-Ich). В социально-психологической концепции  личности (Дж. Г. Мид, Ч. X. Кули и др.) данное понятие трактуется как исходящее из признания решающей роли взаимодействия индивидов, когда собственное «Я» человека, воспринимаемое в «зеркальном отражении» -  как сумма тех впечатлений, которырые, как ему кажется, он производит на окружающих. Это понятие весьма важно как социально-психологической точки зрения, поскольку именно оно определяет стратегии социального взаимодействия, так и в контексте данного исследования для изучения социально-психологических функций фотографического аватара молодых интернет-польователей.
В рамках индивидуально-личностного подхода исследователи стараются определить не только устойчивые стратегии самопрезентации, но и выявить их взаимосвязь с определенными личностными свойствами. В ходе исследований индивидуально-личностных свойств, проявляемых в ходе самопрезентации, исследователи особое внимание обращают на комплексные личностные характеристики, от которых и зависит поведение человека в интернет-среде.
Многие авторы (Белинская Е.П.. Войскунский А.Е., Волович А.С., Жичкина А.Е. и др.) исследуют взаимосвязь реальной идентичности и особенности её отображения в Интернет. Деятельность личности в Интернет имеет свои определенные черты, однако в любом случае определяется реальными индивидуальными характеристиками. Сетевая коммуникация благодаря своим особенностям (анонимности, невидимости и безопасности) порождает другое следствие - она дает возможность пользователю создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. Выбор способа самопрезентации всецело зависит от реального типа личности.
Деятельностный подход является одним из основополагающих подходов в современной психологии. Центральным понятием данного подхода является деятельность. Рассмотрение любых форм проявления психической жизни в данном походе осуществляется через процесс становления и функционирования этого явления в активной деятельности. Деятельностный подход охватывает широкий спектр психических процессов и личностных качеств. Основными работами в данном направлении являются исследования С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, и их последователей. Ведущая идея данного подхода заключается в том, что психика и сознание формируются в деятельности и в деятельности проявляются. Деятельность и сознание не являются чем-то противоречащим одно другому, но образуют единое целое.
Каковы бы не были Я-образы, они формируются в результате деятельности, а содержание практически каждого образа отличаются неоднородностью и в какой-то мере субъективностью. Особенно ярко субъективная реальность образа, его преобразующее воздействие на реалии жизни проявляется в процессах планирования деятельности человека. Как отмечал Б.Ф. Ломов: «образы-представления обеспечивают упреждающее планирование не только актуальных, но и потенциальных действий. Процессы антиципации при этом развернуты как от настоящего к будущему, так и от будущего к настоящему, от начального момента к конечному и, наоборот». Это обеспечивает субъекту возможность регуляции деятельности и взаимодействия с миром.
В рамках данного подхода рассмотрение процесса создания образа для самопрезентации в социальной виртуальной среде становится актом деятельности, в котором отражается содержание сознания и личности пользователя. И в ходе создания образа для самопрезентации в виртуальной социальной среде пользователь также в ходе активной деятельности оказывает влияние на структуру своей реальной личности. Достаточно очевидно, что виртуальная самопрезентация проявляется не только как акт творчества, но и как процесс изменения реальной личности пользователя.
Гендерный подход представляется также крайне интересным, особенно при изучении самопрезентации в интернет-общении, где нередко происходит виртуальная смена пола. Однако в связи с ограничением объема работы при выполнении магистерской диссертации и с учетом изучаемой проблемы  этот подход не применялся.
С целью наилучшего достижения поставленных целей в данном исследовании были использованы как ведущий социо-перцептивный подход, а также сослужащие ему индивидуально-личностный и деятельностный подходы. Исходя из этого и опираясь на проведенный анализ, в данном исследовании самопрезентация рассматривается как поведение, направленное на создание у окружающих своего определенного образа, формирование контролируемого впечатления о себе и проявление образа «Я».
На основании проведенного теоретического анализа в данном  исследовании в отношении образа «Я» были приняты базовыми следующие положения: образ «Я» - это динамически устойчивое психическое образование, имеющее определенную структуру, в которую входят когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты; Я-образ отображает в сознании человека его знания о нем самом и  выполняет смыслообразующую, мотивирующую, прогностическую, регулирующую и корректирующую функции.
В настоящее время в отечественной психологии очень высок интерес к исследованию механизмов формирования Я-образов, в ряду которых исследования, посвященные формированию идентичности, Я-образов, самовыражения в общении и самопрезентации, в том числе в инновационной среде - виртуальной среде Интернет. Действительно, появление Интернет привело к возникновению новых форм взаимодействия и общения, а соответственно и новых различных Я-образов, конструирование которых в виртуальной социальной среде представляется отличным от конструирования Я-образов в реальности.
В зарубежной психологии высокий интерес проявляется к особенностям самопрезентации в Интернет. Особенно много таких исследований появилось в последние два-три года. Это связано с появлением и растущей в геометрической прогрессии популярностью социальных интернет-сревисов. Ежедневно миллионы людей используют социальные интернет-сервисы для общения, развлечения и удовлетворения социальных потребностей, где создание личной страницы выступает актом самопрезентации. Каждый пользователь стремится представить себя наилучшим образом, используя разнообразную информацию, в том числе и различные визуальные образы.
Исследование Я-образов в контексте изучения самопрезентации представляется необходимым, чтобы понять, какие и в какой мере компоненты образа, создаваемого при самопрезентации в Интернет, являются отображением Я-образа человека, какую направленность имеет самопрезентация  в социальной виртуальной среде современной молодежи и каковы ее социальные функции.
Первый параграф магистерской диссертации, которую я защитила в 2011 году.
продолжение следует....

Психология, Работа, Компьютер*Сеть*Ссылки

Previous post Next post
Up