Космооперная галактика, "Сделай сам". Часть 10: Схватка крейсеров или фронт проходит через КБ
Sep 30, 2020 17:49
В предыдущихсериях мы говорили о кораблях с точки зрения оперативного искусства. Сегодня мы поговорим о том, как они ведут себя в бою. Крейсер в данном посте - некая абстракция корабля, способного к самостоятельному бою с подобным ему противником. Это важно, потому что пост в некотором роде геймдизайнерский, он посвящен проработке баланса.
Поскольку крейсера сферические в вакууме и преследуют единственную задачу уничтожить друг друга, их взаимное позиционирование не играет роли в таком приближении. Для капитана игра представляет собой классическую JRPG, сводящуюся к применению своих способностей в правильном порядке. На фронте, который проходит через КБ, это скорее что-то вроде олдскульной D&D, где все решает сначала правильный билд, а потом броски кубиков, на которые нельзя напрямую влиять. В D&D, кстати, использовать способности в правильное время тоже важно, потому что как раз они позволяют модифицировать броски. И правильное позиционирование тоже имеет значение, но уже в массовом бою, а не в дуэли.
Арсенал демократии Чтоб поднять самооценку где бы я не побывал Я везде с собой таскаю натуральный арсенал Я вожу с собой травмат и пейнбольный автомат Биту, ножик, самострел и оптический прицел 38 попугаев "Милитарист" Если мы говорим об уровне "космической шпаны", возможности для прокачки у крейсера богатые, потому что есть три сбалансированных вида оружия. Это джентльменский набор фантастики разумного прицела: 1) Лазеры, которым, как показывают последние разработки импульсных химических лазеров, накачка от ядерного реактора даже не обязательна. Лазеры обладают убийственной точностью и не зависят от скорости цели, но убойная сила снижается с ростом дистанции, а большое зеркало, которое позволяет замедлить этот процесс, очень уязвимо. 2) Койлганы и рейлганы (далее "кинетика"). Впрочем, если мы не на уровне "без пяти минут космической шпаны" или выше, а на уровне "маскопанка" (космос до орбиты Марса на перспективных метановых ЖРД и солнечных буксирах), то электротермическая или легкогазовая пушка тоже неплоха, даже лучше из-за отсутствия таких требований к электрической мощности и отводу тепла, как у "электроиндукционной". Дальность стрельбы потенциально неограниченная, но на практике приходится учитывать, что а) разнообразные погрешности, неизбежно возникающие в процессе выстрела, на действительно больших расстояниях приведут к заметным отклонениям от задуманной траектории и б) жизнь коротка, цель может успеть изменить траекторию. Настоящая дальность стрельбы из кинетического оружия на уровне "космической шпаны" будет такая же, как и у лазеров, на уровнях "маскопанка", "постмаскопанка" и "без пяти минут космической шпаны" будет несколько выше, но максимум на порядок. Главное преимущество в том, что кинетика сохраняет убойную силу даже на предельной дистанции, и если попадает, то попадает. 3) Торпеды. Предпочитаю это название, так как ракетами в фантастике разумного прицела так или иначе является все, что летает в космосе и не обходится только лишь одним внешним приводом. То, что обходится, это снаряд. Боеголовки торпед могут быть ядерными или представлять собой рентгеновский/гамма лазер с накачкой от ядерной бомбы.[Знаю, что]Возможность такого технического решения под вопросом, но спорить об этом примерно так же продуктивно, как и о том, взлетит ли "Орион". Так что, поговорим о его целесообразности. Но скорее всего в большинстве случаев осколочными. Оружейный плутоний и тритий, необходимые для современной ядерной бомбы, являются продуктами сложного технологического цикла и в итоге стоят гораздо дороже, чем сама ракета. В рамках "маскопанка", "постмаскопанка" и "без пяти минут космической шпаны" представляется интересной концепцией "ракетолазер для бедных". Полезная нагрузка торпеды - огромное множество картриджей системы "стальной шторм", выпускающих волну снарядов в сторону противника с не очень большим приростом скорости, но вполне достаточным, чтобы причинить серьезные разрушения, особенно с учетом того, что скорости торпеды и снарядов складываются. Для повышения эффективности система будет работать не на порохе, а на водномагниевых патронах. Преимущество такой компоновки заключается в сокращении окна времени для перехвата и отсутствии необходимости добиться точного пересечения траекторий, используя двигатель торпеды. Кстати, двигатель торпеды потом можно подобрать.
Средства защиты
Здесь тоже выбор большой, но не все помогает от всего одинаково хорошо. Пройдемся по всем пяти типам по Гесту.
1) Перехват. Pretty classic. По ракетам и антиракетам антиантиракеты летят(С). Разумеется, лазерный луч не перехватить. А вот кинетический снаряд перехватить можно - примерно так, как было описано в художественной книге "Роза и Червь". На скорости 5-10 км/с, которая нужна для обеспечения приемлемого радиуса действия, столкновение с аэрозолем все равно что с камнем. Снаряд разрушается, превращаясь в расширяющееся облако пыли, и если препятствие было выставлено достаточно заранее, чтобы броня цели выдержала, все заканчивается хорошо. Проблема только в том, что маленький холодный снаряд в вакууме найти и точно локализовать гораздо сложнее, чем большую ракету с включенным двигателем. Перехват кинетики с помощью лазера вообще исключен (слишком долго плавить вольфрамовый стержень), а с помощью другой кинетики, скорее всего, требует большого расхода массы и доступен в узком временном окне. Но все еще достаточно актуален, чтобы переименовать ПРО (ПротивоРакетную Оборону) в ОО (Объектовую Оборону). Получается созвучно с AA-guns, звучит хорошо, мне нравится.[Мысли в сторону]Кстати, никакая религия не запрещает "ракетолазеру для бедных" использовать часть боекомплекта "стального шторма" для перехвата антиракет; вот и еще один плюс такой концепции.
2) Малозаметность. С использованием свойств среды в космосе плохо, потому что там нет никакой среды... кроме той, которую вы взяли с собой. Как я уже неоднократно в этом журнале писал, для защиты от огня противника крейсер может создать искусственную среду из дипольных (РЭП) и пылевых (ОЭП) завес, заполненную ложными целями и тепловыми ловушками, в которой навестись на него будет не так-то просто. Это не классический стелс, потому что сами по себе завесы все равно видно, но дает хорошую защиту от лазеров и кинетики, потому что с расстояния в сотни километров сначала поди разбери хоть что-то за этими облаками, а потом поди пойми, где среди десяти надувных крейсеров один настоящий. Разумеется, для этого настоящий крейсер должен применять также маневр, меняя свою позицию за облаком после каждого залпа. С защитой от торпед хуже, потому что частью их полезной нагрузки может быть автоматика. ИИ аналогичного человеческому у нас нет, но к счастью для многих задач достаточно интеллекта осы или муравья. Грамотно составленный ракетный рой, где сначала идут дроны-разведчики, потом дроны класса "ружье Пятачка", оптимизированные под отстрел воздушных шариков, и только потом противокорабельные торпеды, легко прорвет такую защиту, если она единственная. Кинетика тоже может снизить эффективность такой защиты, стреляя дробью, чтобы вместо баллистики работала статистика. Дроби, правда, потребуется очень много. Еще один стоящий упоминания минус малозаметности заключается в том, что завеса работает в обе стороны, и поставившему ее крейсеру тоже мешает стрелять.
3) Уклонение. Вполне адекватный ответ на попытку стрелять кинетикой с предельной дистанции - и только. От лазера не убежишь. От торпеды в теории можно, но на практике все упирается даже не в устойчивость людей к перегрузкам, а в закон квадрата-куба (самый частый гость этой рубрики). с ростом линейных размеров тела площадь его поверхности, либо поперечного сечения, растет пропорционально квадрату длинны (ширины, высоты) тела, а вот объем пропорционален уже кубу. При условии постоянства плотности кубу пропорциональна и масса объекта. А вот тяга двигателей пропорциональна квадрату или площади. И дело даже не в том, что на увеличение плотности реактивной струи нужно тратить энергию жертвуя при этом удельным импульсом, а ионикам нужна энергоустановка, чья мощность пропорциональна площади радиаторов. Площадь поперечного сечения, на которое придется тяга хоть ЖРД, хоть ЯРД, хоть ионников из Звездных Войн, хоть импульсных двигателей из Стартрека, хоть импеллеров из Хоноверса - площадь. И на нее может проходиться не больше ньютонов чем выдержит несущая конструкция. Утолщение несущей конструкции приведет к пропорциональному увеличению массы с падением ускорения. Материал с большей удельной прочностью можно применить и в малом корабле. Убежать можно от поражающих элементов торпеды, но в общем случае она не обязана сбрасывать их достаточно заранее. Концепция "ракетолазера" или "ракетолазера для бедных" дополнительно усложняет задачу. Таким образом, маневр вряд ли является самостоятельным способом защиты, но является важной частью других, создавая неопределенность в положении цели при использовании малозаметности и вынуждая торпеды входить в радиус эффективного огня ОО до активации боеголовки.
4) Избыточность ресурса. Казалось бы, универсальный ответ. Дешевизна наших юнитов позволяет нам смеяться над вашими системами перехвата. Не совсем так. По условию задачи, крейсер пока что один, так что, избыточность ресурса следует понимать скорее как конструкционную прочность и резервирование всех важных систем. На самом деле, это плохой ответ. Все вышеописанное представляет собой защиту по принципу "все или ничего". Если вы малозаметны, маневрируете и перехватываете, в вас или попали, или нет. При грамотном использовании защиты будет очень часто получаться "или нет". Здесь же система хитовая, а в мире, где есть ядерные бомбы, 20 МВт-ные лазеры и аналоги "индукционной пушки Горшкова", долго живет не тот, у кого много хитов, а тот, по кому не попадают. Избыточность ресурса это хороший "последний рубеж" защиты, но полагаться только на нее слишком опрометчиво.
5) Броня. Казалось бы, на семь бед один ответ. Но если присмотреться, начинаются проблемы. Кинетика оставляет дыры во внешнем слое щита Уиппла и кратеры во внутреннем. Если в этот кратер попадет еще один снаряд, он углубляется. Так что, для защиты от кинетики броню нужно сочетать с маневром, а чем больше брони, тем меньше запас маневра. Лазеры на большом расстоянии не могут пробить саму броню, но могут аккуратно срезать с нее все лишнее, а именно радиаторы, сенсоры, маневровые двигатели. Получится, что крейсер жив, но недееспособен, чего и требовалось добиться. Нужно сочетать броню с избыточностью ресурса (и проблемами хитовой системы) либо полностью полагаться на облака. Ракеты с кинетическими поражающими элементами об броню разбиваются, но если враг полагается только и исключительно на броню, его можно накрыть контактным взрывом ядерной бомбы. Это, по-видимому, единственный случай, когда ядерка незаменима, но если концепция броненосца без нормальных средств перехвата и малозаметности покажется кому-то хорошей идеей, то на случай встречи с таким кораблем все серьезные оппоненты будут иметь одну или две.
Обобщая пункты 4 и 5, можно сказать, что в рамках аналогии с D&D способность к перехвату, малозаметности и маневру, это твой класс доспеха, а броня и избыточность ресурса это твои хиты. Два принципиально разных слоя защиты.
Время минимаксинга или скрипач не нужен
Имеем следующую картину по эффективности методов защиты против трех типов оружия.
Какой отсюда можно сделать вывод по поводу облика нашего крейсера? На первый взгляд кажется, что КНБ не складывается.
Маневр не нужен. Защита перехватом является улучшенной версией защиты маневром. Крейсер не крутится, как уж на сковороде, он использует маневр только в качестве неотъемлемой части других защит. Кинетика не нужна. Не существует типа защиты, который она пробивала бы наилучшим образом. Крейсер, оптимизированный под дуэль с себе подобным, вооружен в основном лазерами и торпедами, защищается от лазеров малозаметностью (которая вообще топовая защита), а от торпед перехватом. Активация ОО вскрывает настоящую позицию крейсера, поэтому после отражения торпедной атаки позицию нужно менять, используя маневр, а пока это происходит, броня защитит от огня радостно ударивших лазеров.[Мысли в сторону]Очевидное решение - распределение ОО по ряду огневых точек за пределами крейсера. Автономные боевые модули, истребители малого перехвата, артиллерийские дроны, - называйте как хотите. Таким образом, тяжелый крейсер, который должен обладать боевой устойчивостью, становится в некотором роде "авианесущим". Чтобы на этом празднике жизни кинетика тоже занимала свою нишу, надо убрать у нее уязвимость к перехвату. Тогда получится ситуация, в которой способность кинетики лучше преодолевать малозаметность делает ее предпочтительнее лазера на этапе "утюжим цель, которую вскрыл, но не поразил ракетный рой, пока она не сместилась слишком сильно". К счастью, убирая кинетику, мы автоматически убираем эту уязвимость. Ведь чтобы перехватить снаряд пушки, нужно в узком временном окне на большом расстоянии от корабля поставить плотную аэрозольную завесу. Ну вы поняли: кинетика является лучшим способом противодействия себе самой. Также соблазнительно использовать ее в качестве дальнего рубежа ОО, чтобы заставить торпеды маневрировать, сжигая топливо. Также электромагнитная катапульта может быть первой ступенью торпед и дронов.
Если ваше КБ совсем отказывается от кинетики, то вражеская кинетика становится продвинутым аналогом лазера, и отбиваться от нее придется как раз маневром. То есть, КНБ складывается, хоть и экзотическим образом.
Более классическая КНБ может быть получена на ТУ "реальных пацанов", когда появятся плазменные/ускорительные пушки, против которых эффективность брони низкая. Особенно если (как у Воробьева в "огненном" цикле) лазеры нащупают потолок, и их эффективность против брони на актуальных дистанциях боя станет низкой. Тогда получится, что от лазеров защищаются малозаметностью и некоторым сочетанием маневра с броней - соблюдая дистанцию. От обновленной кинетики защищаются малозаметностью и перехватом, иногда маневром, выходя из конуса поражения. Единственной защитой от торпед является перехват, потому что на уровне "реальных пацанов" уже нет трогательных сложностей с термоядерными БЧ, которые были раньше. Но благодаря более мощным лазерам и тем же плазменным/ускорительным пушкам эффективность этой защиты резко возрастает, так что идея брать массой, просто разгоняя осколочную торпеду посильнее, вряд ли уйдет на свалку истории.