По воле читателей, жаждавших морских сражений, вторая половинка второй части статьи про германские крейсера превращается в мини-цикл. В предыдущих статьях этого журнало было описано состояние флотов воюющих стран, поэтому я позволю себе, не останавливаясь подробно на технике, вести расказ с расчетом на то, что читатель имеет об этом некоторое представление.
Маневр Восточно-азиатской эскадры
Как и следовало ожидать, океанский театр был немцами очень быстро слит. Еще бы, ведь он изначально объявлялся второстепенным, а против немногочисленных немецких колоний здесь выступили сразу Япония, Великобритания, Россия и Франция. Но слив этот попортил Антанте немало нервов и позволил сделать далеко идущие выводы.
Основной немецкой военной базой в регионе был порт Циндао на китайском побережье, но к началу войны там оставались только канонерки и миноносцы. Единственное крупное соединение - эскадра адмирала Шпее, включавшая в себя два новейших броненосных крейсера типа "Шарнхорст" и три легких "штадта" - просуществовало недолго. Война застала четыре крейсера эскадры (кроме легкого "Лейпцига") на Каролинских островах. По причине характерно низкой дальности плавания немецких кораблей, вместе с ними вынужденно находилось четыре угольщика.
Учитывая, что войну Германии объявила Япония, и что в Новой Гвинее почти не было сухопутных сил, зато рядом с ней были процветающие английские доминионы, вся негустая сеть немецких баз в Тихом океане, очевидно, была бы в скором времени либо потеряна, либо блокирована. Поэтому Шпее решил идти к берегам нейтральной Чили, где можно было рассчитывать на обеспечение топливом, ремонт и богатый лут с кораблей, которые везли в Англию селитру. Чилийское правительство, симпатизировавшее Германии, должно было с радостью оказать помощь, закрывая глаза на пропажу торговых кораблей.
Крейсер "Эмден", по предложению капитана Карла фон Мюллера, был отправлен в Индийский океан для самостоятельных действий. Остальные корабли взяли курс на Южную Америку, где встретились с крейсерами "Лейпциг" и "Дрезден", которые привели еще три угольщика. Шпее мог вздохнуть спокойно: теперь с автономностью по топливу все было в порядке. Англичанам оставаться без селитры (важного компонента взрывчатых смесей) совсем не хотелось, но современных кораблей в этой части океана у них не было. Кроме того, это был, пожалуй, единственный район, где у англичан не было развитой сети морских баз, угольных и радио- станций. Так что они находились с немцами в равных условиях.
На фото: немецкая эскадра покидает чилийский порт Вальпараисо. Впереди «Шарнхорст» и «Гнейзенау», за ними «Нюрнберг». На переднем плане (не дымят) корабли местных ВМС.
Сражение у берегов Чили
Традиция Royal Navy отправлять старые корабли на удаленные станции, привела к тому, что и в этом "пингвиньем углу" ничего хорошего не базировалось. В распоряжении местного британского адмирала Крэдока находились броненосные крейсера "Гуд Хоуп" и "Монмут", легкий крейсер "таун"-серии "Глазго", вспомогательный крейсер (вооруженный пароход) "Оранто" и броненосец "Канопус" построенный в 1899 году. За счет быстрого развития паровых машин, броненосец оказался совершенно бесполезен в бою с немецкими крейсерами, построенными пятью годами позже, потому что просто не смог бы их догнать. "Гуд Хоуп" и "Монмут" были старше немецких крейсеров, на них отсутствовали современные приборы управления артиллерийской стрельбой. Управлять, толком, было нечем. За исключением двух 234-мм орудий на "Гуд Хоупе", они были вооружены только 152-мм пушками. Тогда как крейсера типа "Шарнхорст" в качестве главного калибра имели по восемь 210-мм пушек и по шесть 150-мм, вплотную приближаясь по огневой мощи к "Блюхеру", который претендовал на звание линейного крейсера. С броней у немцев, как всегда, дела обстояли лучше. Вдобавок, экипажи английской эскадры были чуть менее чем полностью укомплектованы резервистами, потому что отдаленная станция. А немецкая эскадра считалась элитной на правах единственной колониальной.
Тем не менее, Крэдок решил перехватить Шпее до того, как к немцам подойдут подкрепления. И опоздал, добавив к обозначенным факторам еще и численное преимущество противника. Результат предсказуем: 1 ноября 1914 года у мыса Коронель британскую эскадру раскатали в тонкий блин. "Канопус" отстал от крейсеров, не успел к месту сражения, не был найден немцами и благополучно вернулся на базу. "Оранто", вооруженный всего четырьмя 120-мм пушками и не защищенный броней, бежал с поля боя еще до того, как по нему стали стрелять. "Гуд Хоуп" (флагман) отправился кормить рыб меньше чем через час после начала перестрелки. "Глазго", получив шесть попаданий, вышел из боя после гибели флагмана. "Монмут" был серьезно поврежден, загорелся и принял изрядное количество воды. Ему удалось потеряться в опустившейся темноте, но, по случайности, на него налетел отстающий от своей эскадры легкий крейсер "Нюрнберг" и дважды предложил сдаться. Британцы гордо отказывались. В результате, "Монмут" был добит, и вся команда погибла. Потери немцев - два моряка ранено. Эпик вин для Шпее, эпик фэйл для англичан.
Сколь веревочка не вейся...
Обрадованный Шпее пошел к Фолклендским островам, полагая, что единственная база англичан в регионе осталась беззащитной. То есть, он имел основания так полагать, а чем действительно при этом руководствовался, мы никогда не узнаем. Потому что возле островов его поджидали, радостно скаля зубы, два линейных крейсера, прибывшие из Англии в атмосфере строгой секретности. Они обладали подавляющим превосходством в вооружении и, что гораздо важнее, в скорости. Их экипажи были хорошо обучены. Результат предсказуем, особенно для того, кто знает судьбу "Блюхера", и в окрестностях Южной Америки образовался второй тонкий блин. Вместе со Шпее погибло два его сына, один из которых служил на "Шарнхорсте", другой - на "Нюрнберге". Ускользнуть удалось только "маленькому" крейсеру "Дрезден" и госпитальному судну.
Потери англичан составили 6 убитых и 19 раненых. Этой бой рассматривался ими как реванш за поражение у Коронеля. Престиж Royal Navy был возвращен на прежний уровень, а самая крупная угроза для торговых перевозок - устранена. Всеобщее напряжение спало. Уже через сутки англичане смогли отозвать в Северное море десятки кораблей.