Еще часть этой работы, касающаяся собственно технологии изготовления деталей монтировки.
Третья часть - читать
C. Изготовление, технологии м материалы
Большинство клинкового оружия во всем мире имеет рукоять, а лезвия укрыты в чехлы либо ножны; не является исключением и японский меч. Подавляющее большинство Nihontô 日本刀 погружены в лакированный Saya 鞘. Хотя есть и такие варианты, как ножны для хранения из простого дерева Shirasaya 白鞘 (или Yasumezaya 休め鞘), и встречаются ножны из металла, слоновой кости, лакированной шкуры ската (Samenuri 鮫塗), парчи и кожи на деревянной основе, самым распространенным является Saya из древесины Hônoki 朴ノ木 с покрытием разными типами лака и называемый Nurizaya 塗り鞘 (лакированный Saya).
Хотя некоторые мастера и художники сами делали весь Koshirae полностью, часто в работе участвовали 2 и более специалистов, выполняющих работу каждый в своей области. Обычно Saya-shi 鞘師 выполняли резные работы по дереву, и другой мастер выполнял лакировочные работы. В Японии есть 2 типа лакировщиков: Nurimono-shi 塗物師, которые кладут грунт и основные лаковые слои, в основном, работая кистями, и Maki-e-shi 蒔絵師, которые выполняют завершающие и декоративные этапы с помощью трубки-ситечка Tsutsu 筒 (что описано ниже).
C1. Koshirae-shitaji 拵下地 (работа по дереву и установка фурнитуры)
C1a. Saya 鞘
Магнолия - Hônoki 朴ノ木 (magnolia hypoleuca и magnolia obovata) - является основным источником древесины для изготовления рукоятей и ножен, начиная с периода Heian. Это плотный и крепкий материал, одновременно достаточно мягкий для резьбы. Она не усыхает и не деформируется с возрастом. Свежесрубленная древесина магнолии почти белая с зеленой сердцевиной, высушенная - становится кремовой или даже оливкового цвета, и, чем длительнее высушивание, тем богаче цвет. Поэтому аккуратный Saya-shi обычно использует 10-летнюю древесину.
Изготовление Saya для стандартного Koshirae проходит следующие этапы:
Kidori 木取り: Получают брусок приблизительного размера для планируемого Saya, и затем он разрезается продольно на 2 половины.
Kaki-ire 掻き入れ: На внутренней поверхности этих двух половин вырезается форма клинка, и они затем склеиваются рисовой пастой (Norizuke 糊付け).
Ara-kezuri 荒削り: На хвостовик меча (Nakago 茎), клинок которого введен в эту заготовку ножен, надевается муфта Fuchi 縁, и она прикладывается к устью ножен(Sayaguchi 鞘口) чтобы определить форму и приблизительную толщину Saya; хотя законченный Saya может быть немного толще диаметра Fuchi. Затем вырезается окончательная форма Sayaguchi 鞘口, которая затем используется как “шаблон” для оставшейся длины ножен.
Naka-kezuri 中削り: Выстругивают края поверхности Saya, формируют восьмигранную поверхность, отличающуюся от Shirasaya.
Shiage-kezuri 仕上げ削り: Маленьким рубанком формируют окончательную округлую форму ножен.
С помощью пил (лобзиков), резцов и циклей на ножнах монтируют Koiguchi-zuno 鯉口角, Kojiri 鐺 и Kurigata 栗形. Если необходимо, также устанавливают Kaeritsuno 返り角 (удерживающий крючок). Если планируется монтировка Kozuka 小柄 и/или Kôgai 笄, в ножнах вырезают соответствующие пазы, их затем покрывают тонкими плоскими деревянными пластинками, которые затем застругивают вровень с общей поверхностью Saya. На устье каждого паза для его укрепления устанавливают пластинку из рога (Uragawara 裏瓦). Размеры всех роговых частей заранее учитываются мастером лакировки Sayanuri 鞘塗 - особенно важно, чтобы высота внешних контуров Koiguchi 鯉口 и Kojiri 鐺 совпадали с поверхностью финального слоя лака на готовых Saya. Предвидение соотношений поверхностей различных деревянных и роговых деталей после лакировки особенно сложно, когда необходимо создание пазов для Kozuka и Kôgai. Сугубое мастерство требуется для создания Saya для Tachi, когда нужно монтировать уже имеющиеся металлические детали. Мастер должен точно рассчитывать толщину финальных слоев лака, чтобы их высота соответствовала внутреннему объему конкретных Kanagu 金具, и ножны плотно подходили к ним.
C1b. Tsuka 柄
Создание рукояти в основном проходит этапы, аналогичные изготовлению ножен. Точное формирование рукояти является очень ответственной задачей, и важно, чтобы она имела форму “продолжения” ножен. Это называется Tsuka-nari 柄形.
Существуют 4 основные формы Tsuka:
Haichimonji 刃一文字 - наиболее распространенная форма, линия со стороны лезвия практически прямая, линия со стороны обуха слегка вогнута и следует линии меча.
Ryûgo 立鼓 - линии слегка вогнуты с двух сторон в виде песочных часов.
Imogata 芋形 - обе стороны прямые.
Morozori 諸反り - изгиб обеих сторон точно следует кривизнам ножен, - как правило, наблюдается у Tachi и Handachi.
Кроме того, рукояти с легким обратным изгибом Uchizori 内反り ("внутренняя кривизна") иногда делались на мечах провинции Satsuma 薩摩.
Длина Tsuka обычно рассчитывается с учетом особенностей конкретного меченосца. По наиболее распространенном правилу длина рукояти Katana - это двойная ширина ладони плюс 2 ширины пальца предполагаемого владельца, рукоять Wakizashi - 1½ ширины ладони, и для Tantô - ширина одной ладони. Средняя длина Katana-Tsuka 刀柄 в период Edo равнялась 8 Sun (примерно 24 см).
Хвостовик (Nakago 茎) должен быть подогнан внутри рукояти очень аккуратно и плотно без какого-либо шатания, что может привести к разлому древесины при ударной нагрузке. Две половины Tsuka не должны быть симметричны по отношению к оси Nakago, но немного смещены, чтобы хвостовик упирался в твердую массу дерева, а не в линию клеевого шва, снижая риск разрушения рукояти.
Особое внимание уделяется подбору внешних параметров Tsuka и установке Fuchi и Kashira с расчетом последующего наложения Samegawa 鮫皮. Существуют 3 метода прикрепления Same: боковые панели (Tanzaku-kise 短冊着); полное обертывание со швом на задней сторне (Haraawase-kise 腹合せ着); и полное обертывание с перехлестом краев (Maedare-kise 前垂れ着).
После того, как деревянная основа окончательно сформирована, и Same точно наложена, c помощью буравчика и круглой фрезы проделывают Mekugi-ana 目釘穴. Затем Koshirae вновь попадает к Shirogane-shi 白金師, который уже изготовил Habaki 鎺 и две временные Seppa 切羽 в виде прямоугольных медных пластин с вырезом для Nakago. Теперь он завершает Seppa, подгоняя их форму и контур, чтобы получить желаемый переход между Tsuba, Fuchi и Koiguchi. Часто ободки Seppa фигурно обрабатывают надфилем и иногда обкладывают позолотой.
C2. Koshirae-shiage 拵仕上げ (завершающая работа)
C2a. Sayanuri 鞘塗 (лакировка Saya)
Большинство Saya покрыты слоями лака Urushi 漆. Японский лак получают из лакового дерева (rhus vernicifera) способом, аналогичным получению натурального каучука. На коре дерева делается несколько косых надрезов, и вязкий молочно-белого цвета древесный сок поступает в небольшую емкость, прикрепленную к стволу. В среднем, из одного дерева в год получают 200 г натурального сока, который затем фильтруется в древесной стружке и других адсорбентах, затем полученный Ki-urushi 生漆 (сырой древесный лак) герметично закупоривается, чтобы он от контакта с воздухом не приобрел темно-коричневый цвет и не затвердел раньше, чем покинет Urushi-ya 漆屋 (лаковый магазин).
Японский лак состоит из 67.3% урусиола (урусиевая кислота - C15H25O2), 5.5% каучука, 2.1% азотных соединений, содержащих альбуминоиды, и 25.1% летучей кислоты и воды. Абсорбция кислорода урусиевой кислотой в сушильной камере (Muro 室) приводит к его затвердеванию вследствие образования оксиурусиевой кислоты: C15H25O2 + O = C15H25O3. Слово “высыхание” неверно применять для данного процесса, так как в нем нет испарения жидкости. Химическая реакция происходит благодаря действию лакказного фермента на урусиол в среде с температурой 20-27°C и влажностью 65-80%, что приводит к оксидативной полимеризации. Urushi не ложится на металл, который к тому же ржавеет во влажной и теплой Muro. Когда лакируют стальные доспехи, изделие нагревают до 130-170°C в течении 30-60 минут и, таким образом, достигают тепловой полимеризации с гораздо более сильной связью, не зависящей от действия лакказы, но этот метод по понятным причинам на годится для работы с деревом.
Сок лакового дерева в некоторой степени ядовит, контакт с кожей вызывает дерматит и сыпь, иногда для этого только достаточно зайти в помещение, где производят Urushi. Типичный лаковый дерматит возникает при прямом попадании на кожу лаковой кислоты, где она вызывает денатурацию белка. По этой причине следует избегать контакта со свежелакированными предметами на протяжении примерно 3-х месяцев.
Ki-urushi окрашивают добавлением пигментов и оксидов, затем опять фильтруют. Процедуру повторяют, пока художник не удовлетворится полученным цветом. После этого лак кистью наносят на Saya очень тонким слоем (толстые слои полностью не затвердевают), прежде чем отправить предмет в Muro. В зависимости от погоды и времени года лакировщик поддерживает необходимую атмосферу в камере в течении 3 дней, пока лак не затвердеет. Затем Saya грунтуют и полируют, и накладывают следующий слой Urushi. Процесс повторяют, пока не получается покрытие необходимых толщины и блеска.
Хотя самый лучший Ki-urushi, называемый Kijômi 生上味, получают в Японии, объемы его добычи очень низки, что диктует необходимость импорта лака из Китая. Китайский лак с возрастом становится более хрупким, но - в связи с дефицитом Kijômi - именно из него сделано большинство лаковых покрытий в Японии или, по крайней мере, их базовых слоев.
Еще более редким является Seshime 石漆: в то время как Ki-urushi получают из ствола дерева, Seshime добывают из ветвей. Один слой Seshime сохнет 2 недели и затем становится исключительно твердым и напоминает эмаль. Однако Seshime не используется сам по себе - но только в смеси с Ki-urushi - из-за высокой цены и длительного времени затвердевания, что делает его эксклюзивное применение непрактичным. Раньше он был самым желаемым материалом для покрытия Saya, доступным только очень богатым заказчикам.
Irizeshime 入石漆 (который, хоть так и указывается некоторыми, вовсе не является Seshime,это - Ki-urushi с добавлением камфары) используется для Fuku-urushi 拭漆, "втирания лака". Это прозрачный светло-коричневый лак втирается впитывающей хлопковой ветошью и применяется для заполнения пористой поверхности древесины, а также для нанесения 2-3 финальных слоев покрытия.
Как уже говорилось, Urushi может быть окрашен добавлением таких агентов, как киноварь (ярко-красный пигмент на основе сульфида ртути, англ., vermilion - прим. перев.) для получения красного лака, Shu-urushi 朱漆, или с раствором, полученным в результате кипячения железных опилок в уксусе, для создания Rô-urushi 蠟漆. Kuro-rô-iro 黒蠟色 ("цвет черного воска") - это блестящий глянцево-черный лак, наблюдаемый на множестве Saya. И хотя лакировщик обычно сам смешивает цвета, Rôiro 蠟色 является исключением, и его можно готовым купить в Urushi-ya.
Деревянную основу ножен сначала обрабатывают Irizeshime и потом покрывают смесью Urushi, размолотой пеньки и рисового крахмала. Затем накладывают слой Sabi 錆 (1.5 часть Urushi и 2 части обожженной глины). Для профилактики возможных трещин потом наклеивают конопляную ткань Nuno 布. Затем вновь несколько раз кладут Sabi, и сверху - необходимое количество слоев Rô-urushi. После каждого наложения лака ножны высушивают в Muro и очень аккуратно полируют порошком угля и другими абразивами, так как даже мельчайшая неровность как увеличенная будет заметна на финальной поверхности. Эта процедура грунтовки Honji 本地 выполняется Nurimono-shi 塗物師 и может состоять из 50-60 повторений.
Теперь Saya может быть передана Maki-e-shi 蒔絵師. Кроме обычных цветов и их комбинаций возможно создание множества Maki-e 蒔絵 - рисунков лаковыми брызгами. Различные виды пигментых порошков наносятся на еще сырой слой Urushi, встряхивая пальцем ситечко Tsutsu 筒 - полую бамбуковую трубку, на нижнем конце покрытую марлей. После высыхания лакового покрытия выполняют полировку и наложение слоев Irizeshime.
К методам декоративного украшения относят Hira-maki-e 平蒔絵 и Taka-maki-e 高蒔絵, плоские и рельефные изображения, соответственно. Hira-maki-e - это рисунок, где высота рисунка определяется только толщиной использованного лака, в то время как рельеф Taka-maki-e создается пастой из Rô-urushi, камфары и сажи, которая сверху затем лакируется. Специального упоминания заслуживает Togidashi 研出, где в основе лежит Hira-maki-e, покрытый Rô-urushi и затем отполированный так, чтобы показать переливы слоев лака. Кроме декоративных приемов этих трех типов используют мелкие порошки золота, перламутра и других материалов, которые рассеивают с помощью Tsutsu и получают эффекты типа Nashiji 梨地, Aogai 青貝, Ishime 石目 и проч., используемые в разных стилях и комбинациях.
Злейший враг затвердевшего Urushi - солнечный свет, от которого лак мутнеет, может трескаться и крошиться. Rô-iro невысокого качества при продолжительной экспозиции на солнце становится матово-коричневым.