Видимо, сам писать я не умею, работа - исключение. Читать и переводить - другое дело. Еще один мой перевод.
Занятная обзорная статья об истории, устройстве и убранстве японского меча.
Koshirae: Nihon Tôken Gaishô
拵・日本刀剣外装
Монтировка японского меча
C.U. Guido Schiller & S. Alexander Takeuchi, Ph.D.
Текст - часть 1
A. Краткая история возникновения и развития Koshirae 拵
Первые стальные мечи, называемые Chokutô 直刀 (т.е. мечи с прямым лезвием), были изначально импортированы в Японию из Китая в период Kofun 古墳 (букв. “могильный памятник”) с III по V века н.э. и имели китайское убранство. Такие мечи в больших количествах ввозились в течение периода Yamato 大和, многие из них носились членами императорской семьи и другими высокопоставленными придворными в VI и начале VII века. Интересно, что известны китайские поэмы, в которых упоминается тогдашнее превосходство японских мечей, означающее, что и тогда трава во дворе соседа казалась зеленее.
Хотя термин Chokutô 直刀 означает просто “прямой меч”, его используют исключительно для таковых мечей вышеупомянутых периодов, выкованных с формой клинка Hira-zukuri 平造りили Katakiri-ha 片切刃. Прямые мечи других периодов просто означаются как Muzori 無反り (т.е. без изгиба). Прототипы клинков и монтировки Koshirae 拵 японского происхождения появились в период Nara 奈良時代 (начало VIII в.-794 год), хотя их по-прежнему называли Kara-yô-Tachi 唐様太刀 (“мечи китайского стиля”). По нескольким сохранившимся мечам этого типа можно сказать, что, видимо, существовало два их подтипа: мечи в черной лакированной деревянной монтировке для настоящего боя и предметы, богато декорированные полудрагоценными камнями и нарядной лакировкой. В то время Samegawa 鮫皮 (шкура ската) редко использовалась для оборачивания рукояти, она широко применялась в течение периода Heian 平安時代 (794-1185 гг.).
Самые ранние изогнутые мечи середины периода Heian назывались Kantô 韓刀: это простые железные клиники корейского типа. Изогнутые Tachi 太刀 более характерной японской формы второй половины периода Heian четко демонстрируют адаптацию конструкции клинка и монтировки японскому вкусу и применению. Среди них имеются Kazari-Tachi 飾太刀 (украшенный Tachi), сильно декорированный предмет, носимый высокопоставленными сановниками двора, и Hoso-Tachi 細太刀 (узкий Tachi), менее роскошная и более доступная его замена, также носимая высокими придворными. Так как эти оба типа меча предназначались для церемониального использования, они были роскошно убраны и обычно имели непрактичный тупой клинок из незакаленного железа.
Изогнутые мечи типа Shinogi-zukuri 鎬造 (называемые Wantô 湾刀), которые сейчас считаются прототипом настоящего японского дизайна, были разработаны во второй половине периода Heian такими кузнецами как Sanjô Munechika 三条宗近 из Kyôtô 京都, Yasutsuna 安綱 из Hôki 伯耆 и Tomonari 友成 из Bizen 備前. В конце этого периода Tachi, носимые охраной императора, стали менее изукрашенными в угоду практике вследствие целой серии войн, в которых появился класс воина, известного как Samurai 侍. Tachi ранних самураев с острыми стальными клинками и более утилитарной монтировкой назывались Eifu-Tachi 衛府太刀 и сохранили свое применение у охраны императора и правительственных чиновников высокого ранга в течение периода Edo 江戸時代 (1603 - 1867).
Интересной характеристикой обычного Eifu-Tachi конца периода Heian является уникальный тип стальной рукояти, по форме напоминающий щипцы. Из-за этого эти мечи еще называют Kenukigata-Tachi 毛抜形太刀 (“Tachi с рукоятью в виде щипцов для волос”). Хотя было много догадок о функциональности такой формы, очевидно, что их было очень неудобно держать и использовать вследствие грубой ковки стальных рукоятей. Тем не менее, по сохранившимся экземплярам Kenukigata-Tachi со следами боев и по историческим изображениям можно утверждать, что они действительно служили как боевое оружие, а не использовались как ритуальные предметы или подношения в храмы Shintô 神道 в виде благодарственных подарков.
В конце периода Heian и в последующем периоде Kamakura 鎌倉時代 (1185-1333) стали очень популярны Hyôgo-Kusari-Tachi 兵庫鎖太刀. Название появилось из-за их цепочных креплений, как правило, покрытых металлической фольгой. Эти мечи обычно использовались как подношения в синтоистские и буддистские храмы. Большинство же боевых мечей имели глухое темное убранство с практичным покрытием черным лаком или кожей, и их называли Kurourushi-Tachi 黒漆太刀 (Tachi, покрытые черным лаком). Иногда нижняя часть Saya 鞘 (ножны) была покрыта мехом для дополнительной защиты в полевых условиях. Этот тип ножен назывался Shiri-zaya 尻鞘, и ранний экземпляр Shiri-zaya можно увидеть на Kenukigata-Tachi 毛抜形太刀.
Боевой меч ранних самураев - это Kuroshibi-Tachi 黒渋太刀, но затем в период Nambokuchô 南北朝時代 (1336 -1392) такие мечи трансформировались в Kawazutsumi-Tachi 皮包太刀 (Tachi с ножнами, покрытыми черной кожей). В это же время появились первые Itomaki-no-Tachi 糸巻太刀. У них наряду с Tsukamaki 柄巻 имелась и Sayamaki 鞘巻 - оплетка на верхней части ножен, предотвращающая повреждения при трении о доспех. Itomaki-no-Tachi 糸巻太刀 стал основным боевым мечом в последующие века.
Uchigatana 打刀 (буквально “ударный меч”) уже имел предшественников в период Heian, но во второй половине периода Muromachi 室町時代 (1338-1573) стал стандартным оружием пехотинцев. В отличие от Tachi, который имел на ножнах два Obitori 帯執 (подвески), чтобы закреплять меч на поясе лезвием вниз, Uchigatana носилась, заткнутая за пояс лезвием вверх. Хотя производство Tachi продолжалось в течение периода Muromachi, Uchigatana постепенно стала наиболее распространенным большим мечом (Daitô 大刀) самурая в обычных обстоятельствах. Ранние Uchigatana имели простую незамысловатую монтировку, в то время как позже появившийся Handachi 半太刀 (полу-Tachi) вновь напоминал ранний Tachi, разве что он не имел Obitori. В течение нескольких веков этот стиль не выходил из моды.
Начиная с периода Muromachi изготовление Tsuba 鍔 стало отдельной профессией; до этого их делали кузнецы-оружейники, мастера доспеха или изготовители зеркал Kagamishi 鏡師 (В Японии как зеркала использовались полированные металлические диски.). Ранние Tsuba имели Sukashi 透し - прорезные негативные силуэты, позже появились инкрустации из цветных металлов и позитивные силуэты, особенно выделялись изысканные изделия мастеров провинции Owari 尾張. Семья Shôami 正阿彌 стала одним из главных производителей Tsuba, и их ремесло сохранялось в течение многих поколений. До начала периода Muromachi большинство Kanagu 金具 (металлические аксессуары оправы, исключая Tsuba) обычно изготовлялись из Yamagane 山金 ("горный метал" - неочищенная медь). Затем их чаще стали делать из Shakudô 赤銅.
Период Momoyama 桃山時代 (1568 - 1598) хорошо известен своим ярким дизайном Koshirae со светло-красными лакированными Saya и золотыми Kanagu, так и названным - Momoyama Koshirae 桃山拵. В противовес этой яркой монтировке мечи также оформлялись в стиле Tenshô-Koshirae 天正拵 (по имени эры Tenshô 天正, 1573 - 1586) с черными Saya и рукоятью (Tsuka 柄), покрытой Same 鮫, переплетенной в виде песочных часов кожаной лентой и имеющей роговую Kashira 頭. В течение этого периода для самурая стало стандартным носить Daishô 大小 - комбинацию Katana 刀 и Wakizashi 脇差.
Тогда же часть семьи Tankô 鍔工 из Kyôto 京都 переехала в район Akasaka 赤坂 в Edo 江戸, где затем произвела много прекрасных Sukashi-Tsuba 透し鍔. Семья Myôchin 明珍 переменила род деятельности с производства доспехов на изготовление Tsuba. Кланы Akao 赤尾, Haruta 春田 и Kinai 記内 доминировали в производстве Tsuba в провинции Echizen 越前.Начиная со второго поколения, у семьи Kinai сложились особые отношения с Echizen Yasutsugu 越前康継, любимым кузнецом сегуна (Shôgun 将軍).Мастера не только вырезали Horimono 彫物 в виде драконов на клинках своих мечей, но Aoi-no-Gomon 葵の御紋 - фамильный герб Tokugawa 徳川 - на их хвостовиках. Оба изобразительных мотива часто встречаются на их Tsuba.
В провинции Higo 肥後 мастера по металлу Kanagu-shi 金具師 поддерживались Hosokawa Daimyô 細川大名, и они использовали железо, медь, бронзу и технику перегородчатой эмали (Shippô 七宝). Типичными характеристиками Higo-Koshirae 肥後拵 являются: круглые Kashira 頭 и Kojiri 鐺; как правило, черная Same; Saya покрывались Samenuri 鮫塗, где низинки между зернами шкуры заполнены лаком, а сами зерна сточены и гладко заполированы. Tsuka часто имела кожаную обмотку. Этот тип Koshirae был затем копирован в стиле Edo-Higo-Koshirae 江戸肥後拵, но, как правило, с более простыми Saya и натурального цвета Same.
После того, как Tokugawa Ieyasu 徳川家康 перенес столицу в Edo, многие художники переместили за ним свои мастерские. В период Edo 江戸時代 (1603- 1867) семья Gotô 後藤, работавшая для клана Ashikaga 足利, доминировала в производстве монтировки мечей, особенно формально регламентированных Daishô.
Как и многие аспекты жизни, ношение мечей официально регулировалось в раннем периоде Edo. Например, в 9-м году Genna 元和 (1624) были запрещены: красные Saya, мечи с длиной клинка свыше 2 Shaku 尺 9 Sun 寸 (87.87 см) и квадратные формы Tsuba. Обычные люди не могли легально носить Katana. Другой указ правительства (Shôgunate 幕府), изданный в июле 2-го года Shôho 正保 (1645) устанавливал максимальную длину клинка Katana - 2 Shaku 8 или 9 Sun (84.84 - 87.87 см) и Wakizashi - 1 Shaku 8 или 9 Sun (54.54 - 57.57 см)
Самурай в замке сегуна в Edo 江戸城 носил Banzashi-Daishô 番差大小 (или Tojôzashi-Daishô 登城差大小), как было предписано строгими военными законами. Армейские правила устанавливали, что Same должен быть белым, Saya - покрыт черным лаком с роговыми деталями. Kojiri большого меча надлежало делать плоским, а малого - округлым. Рукоять должна была иметь роговой Kashira и черную оплетку Tsukamaki 柄巻 поверх. Fuchi 縁 и Midokoromono 三所物 ("три мелких предмета”: Menuki 目貫, Kôgai 笄 и Kozuka 小柄) должны быть покрыты Shakudô-Nanako 赤銅七子 (рисунок в виде рыбьей икры), единственным допустимым украшением являлся семейный герб Mon 紋.Предписывалось ношение Tsuba из полированного Shakudô 赤銅 без каких-либо украшений. Однако, ограничения соблюдались не абсолютно строго, и, вероятно, позволялись Kanagu с изображениями Shishi 獅子 (львов-собачек), драконов и цветочными мотивами.
Внутри столичного замка большинство самураев, будучи при исполнении обычных обязанностей, должны были носить Hakama 袴,Kamishimozashi 裃差 и Kataginu 肩衣 (“крылатые плечи”). Kuge 公家 (аристократы двора), Daimyô 大名 и другие высокие сановники одевались в придворный костюм Hitatare 直垂 с шапочкой Eboshi 烏帽子 и Wakizashi на боку. Монтировка последнего должна была быть или Aikuchi 合口 или Hamidashi 喰出し (очень маленькая Tsuba) с рукоятью в стиле Dashizame 出し鮫 (покрыта Same без обмотки Tsukamaki). У этих коротких мечей часто не было Mekugi 目釘, фиксирующего хвостовик, что делало их непрактичными. Это делалось потому, что их обладатель должен был показать, что он в любом случае не может воспользоваться оружием. Кроме того, при дворе было серьезным оскорблением (без специального приглашения) извлечь клинок более чем на 3 Sun (9.09 см), как известно любому, кто читал или видел пьесу Chûshingura 忠臣蔵 - “История 47 ронинов” (Rônin 浪人).
Как уже говорилось, комплект Daishô (буквально “большой и малый”) - это пара Katana-Wakizashi или Katana-Tantô, которые являлись одним из отличительных атрибутов самурайского сословия. Большинство Daishô были смонтированы в одном стиле (en suite), но в принципе, любая комбинация короткого и длинного мечей рассматривалась как Daishô, особенно в обыденных условиях вне исполнения официальных обязанностей. В середине и конце периода Edo среди ряда самураев была мода носить Wakizashi в свободном стиле, называемом Otoshi-zashi 落し差し, просто вставив его вертикально за пояс на левом бедре вместо того, чтобы вложить его почти горизонтально спереди на животе.
Во 2-й половине периода Edo производство Koshirae-Kanagu 拵金具 (мелких металлических деталей оправы) стало отдельным жанром декоративного искусства. Для “обычных” оправ широко применялись бронза, медь, латунь и сплав Shibuichi 四分一. Аксессуары, выполненные из таких мягких металлов назывались Kinkô-kanagu 金工金具 (сделанные из золота и драгоценных металлов). Детали монтировки из чистого серебра и чистого золота были редки, изготовление последних официально запрещено в 1830 г. В течение этого периода Yokoya Sômin 横谷宗珉 покинул школу Gotô 後藤, которая использовала только Shakudô, и создал Katakiribori 片切彫 - гравировку треугольным резцом. В городе Nara 奈良 три известных мастера (Nara-Sansaku 奈良三作 - “три мастера из Нара”) (Nara Toshinaga 奈良利寿, Sugiura Jôi 杉浦乗意 и Tsuchiya Yasuchika 土屋安親) стали знаменитыми благодаря созданию глубокого рельефа Shishiaibori 肉合彫. Yagyû-Tsuba 柳生鍔 были развитием стиля Owari-Tsuba 尾張鍔 и названы так по имени семьи Yagyû 柳生, инструкторов фехтования тогдашнего правителя. Типичный Yagyû-Koshirae 柳生拵 представлен “ребристыми” Saya и часто имел Menuki, расположенные в обратной позиции Gyakute 逆手.
Дома самурай располагал Daishô на подставке Katana-Kake 刀掛 лезвием вверх и рукоятью влево, большой меч лежал сверху. Высокопоставленных самураев, которые жили в доме с семьей, обычно встречали на пороге жены и принимали у мужей мечи после того, как опускали рукава своих Kimono 着物 ниже пальцев, чтобы не прикасаться к убранству меча голыми руками. Женщины самурайского сословия в поясе носили Tantô, который не был предметом формального регулирования и часто был изысканно украшен.
Приказ, вышедший 18 июля 2-го года Shôhô 正保 (1645), разрешал простолюдинам носить мечи с клинком не более 1.8 Shaku (54.54 cm). Это позволило путешественникам несамурайского класса защищать себя на дороге Tôkaidô 東海道 от грабителей, которые в большом числе распространились в малозаселенных районах, и дало возможность полицейскому руководству вооружить Komono 小者 - нижних чинов из простого сословия.
Богатые торговцы демонстрировали свое богатство, приобретая дорогие Tantô. Их носили также и врачи, причем некоторые - только декоративную оправу поверх деревянного клинка.
Конец периода Edo называется Bakumatsu 幕末 (1853 - 1868), в это время произошло много изменений в среде профессиональных военных. Некоторые стали носить новую импортную западную одежду, и, так как армии императора и сегуна перешли на униформу европейского образца, солдаты получили мечи в так называемых Toppei-Koshirae 突兵拵; другое имя - Zubon-Koshirae ズボン拵 (Zubon ズボン - брюки), у которых были округлые Kojiri и отсутствовала Tsukamaki. В 1871 г. мечи позволялось носить всем. Закон запрещал Kirisute-gomen 切り捨て御免 - легальное право самурая зарубить простолюдина за оскорбление (реальное или воображаемое) исключительного и недопустимого характера. Однако 1 января 1877 г. вышел эдикт Haitôrei 廃刀令, который сохранил право ношения меча только для военнослужащих и полицейских. После этого многие мечи маскировались в трости и палки для прогулок (Shikomizue 仕込杖) для тех самураев, которые не хотели расставаться с повседневным ношением этого оружия - своего многовекового статусного символа.
Военные мечи периодов Meiji 明治 (1868 - 1912) и Taishô 大正 (1912 1926) имели внешний вид французских и немецких армейских сабель и назывались Kyû-Guntô 旧軍刀. И только с появлением Shin-Guntô 新軍刀 ("новый военный меч") после 1933 г. традиция японского боевого меча возродилась в модифицированном дизайне Tachi Koshirae 太刀拵.