Японский садик в Санкт-Петербурге

May 03, 2015 00:12

Сегодня были на экскурсии по Японскому садику, который находится в Ботаническом саду Петра Великого БИН РАН. Проводила её Наталья Бурмистрова, дипломированный преподаватель Института Икэнобо, консультант проекта Японского сада.
Постараюсь записать всё, что запомнила, и кое-что добавлю.
1.



Сад создан в традициях одной из основных трёх школ икебаны - школы икэнобо: (池坊 いけのぼう). Слово состоит из сочетания двух иероглифов - "пруд" и "монах".
Конечно, не обошлось без участия Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге, а основным организатором и учителем стала профессор Со-Катоку Института Икэнобо госпожа Мидори Ямада, награждённая за продвижение японской культуры Правительством Японии Орденом Восходящего солнца (Золотые и серебряные лучи).



Это она на открытии в 2011 году.


Дорога в японский сад (日本庭園, にほんていえん, нихон тэйэн) начинается с галереи, которая должна быть увита растениями, обычно глицинией. В нашем климате глициния не растёт, а другая зелень ещё не появилась, летом будет лучше.
Фото на бегу под дождём сделано, поэтому такое качество.
2.


Ворота, к сожалению, я не сфотографировала. Там стоит табличка, что вход возможен только для участников экскурсии, так что запомните это, если соберетесь туда. Снаружи видно, конечно, но фотографии уже не сделаешь.

Далее используется информация с сайта о японских садах.
Наиболее уместны ворота и калитки в садах чайного типа. Эти сады появились в конце XVI - начале XVIII веков. Назначение ворот здесь имеет определенный смысл. Когда гости, приглашенные на чайную церемонию, в назначенный час подходят ко входу, они видят двери или приоткрытыми, или же вовсе распахнутыми настежь. Это является признаком того, что хозяин готов принять участников действа. Как только гости проходят через ворота на территорию внешнего чайного сада - «сото-родзи», они закрывают за собой дверь, тем самым давая понять хозяину, заканчивающему приготовления в чайном домике, что они собрались. Но это - не только сигнал о готовности. Проход через ворота означает для гостей то, что они перестали быть частью внешнего мира, и теперь должны настроиться на умиротворение, покой, духовность.

Расцвет дзенской культуры в эпоху развитого средневековья (XII - XVI вв.) способствовал распространению стиля карэсансуй (сухой пейзаж). Главным принципом того времени было предельно лаконичное использование средств выражения, помогающее, не отвлекаясь на внешнее, постигать суть вещей. И сухие пейзажи как нельзя лучше справлялись с этой ролью.
Возле входа справа нас встречает участок сухого пейзажа с камнем, изображающим старого монаха, изборождённого морщинами.
3.


Сухие пейзажи популярны и по сей день. В одних случаях они имеют философское значение: расположение и форма камней, отсутствие растений, рисунок на гравии вызывают различные ассоциации и мысли у посетителей. Часами можно смотреть на такие картины и медитировать. В этом случае более уместен белый цвет отсыпки, символизирующий чистоту, святость. В других гравий просто играет роль настоящей воды (если по каким-то причинам водоем не предусмотрен), и тогда предпочтительнее использовать более темные цвета (лучше - серый), чтобы подчеркнуть сходство с ручьем или водоемом.

Вода тоже присутствует в данном саду, две чаши - верхняя и нижняя соединяются ручьём, хотя сейчас он ещё не начал функционировать.
4.


Создатели садика стремились показать форму тыквы-горлянки, похожую на символ бесконечности, тем самым желая гостям бесконечного счастья и здоровья.


5.


Наибольшее развитие прудостроение получило в эпоху Хэйан, когда главными развлечениями знати стали водные прогулки. Тогда же появились и первые правила по устройству водоемов. Например, вода должна была течь с востока на запад, очертания пруда предписывалось создавать в определенных формах (часто в виде иероглифа, означающего нечто положительное). Острова также наделялись философским смыслом. Так, остров Хорай символизирует чистую землю, идеальный мир, остров бессмертия и вечного счастья. К такому острову не ведут мосты или дорожки, так как попасть на него - непростая задача для простого человека. Острова Черепахи и Журавля, по восточным поверьям, выражают пожелания долгих лет жизни. Черепаха воплощает в себе идею знания, мудрости. Такой остров обычно делают плоским. Журавль символизирует очищение души, и его остров должен быть высоким. Кроме того, бессмертные святые, которые обитали на священном острове, по легенде, путешествовали с острова на остров на спинах огромных журавлей, поэтому они тесно связаны с удачей и счастьем. Также Черепаха и Журавль являются символом единства двух начал, мужского и женского, как инь-янь. Если Черепаха стремится постичь глубину мироздания, то Журавль, напротив, устремляется ввысь, олицетворяя духовное совершенство. Считается, что на его спине путешествуют по миру святые.

6. Этот островок сделан в виде черепахи.


7.


8. Два камня слева символизируют крылья журавля, стремление к духовному росту.


9.


В композиции из камней всегда есть основной, главный камень, с установки которого необходимо начинать. Группы могут быть большими или маленькими, но обязательно с нечетным количеством элементов: три, пять, семь и так далее. Расположение камней должно быть естественным, чтобы создавалось впечатление, что этот камень лежал здесь всегда. И лучше избегать симметрии, которая никогда не встречается в природе.

10. Крылья поближе.


11. Камень посередине олицетворяет лягушку. По-японски "каэру" (蛙) - такое же звучание, как и у слова "возвращаться" (帰る).
В фэн-шуй лягушка символизирует инь, лунное начало, бессмертие, богатство и долголетие и является одним из мощных символов защиты. Также лягушки привлекают денежную удачу.
По легенде когда-то лягушка была зловредной и мстительной. Но однажды на ее пути повстречался Будда, покорил и связал обязательством помогать людям. С тех пор лягушка расплачивается за причиненные неприятности, выплевывая золотые монеты, а также помогая мудрецам и лекарям.



12. На заднем фоне всего лишь скамейка, но в этом ракурсе она похожа на ворота тории.


13. Есть немного цветов.


14.Второй справа острый камень обозначает карпа кои, прыгающего в ручей, соединяющий верхнюю и нижнюю чашу. Кои-иси (камень кои, 鯉石)- символ карьерного и прочего роста, потому что преодолевает трудности на своём пути.


15. Домик - это чайный павильон, где проводятся чайные церемонии. Обстановку внутри нам не показали, но в самом конце моей записи вы можете найти её по ссылкам.


16.


17.


18. Эти камни - мать и дитя, символ семьи, продолжения рода.


19. Это причал, с которого отправляются в плавание на остров-черепаху.


20. На заднем плане виден вход.


21. Этот камень, покрытый мхом, - лев или собака, защитник.


22. В японских садах часть пейзажа создаётся в форме какого-нибудь знаменитого места. Здесь зелёный холмик намекает на гору Фудзи. Большой камень и поменьше обозначают учителя и ученика.


23.


24. Три пролёта деревянного моста ведут к чайному домику. Мост - это символ перехода в другой мир. Пролёты построены со смещением, так как, по поверью, нечистая сила летает по прямой линии, поэтому она запутается по дороге и не пройдёт.


Также справа видно дорожку из отдельных камней.

Наибольшее значение дорожки приобрели во времена позднего средневековья (XVII - сер.XIX вв.), когда стали появляться чайные сады. Маршрут следования к чайному домику предписывалось делать протяженным и сложным, чтобы эта прогулка заставляла гостей глубже погрузиться в атмосферу спокойствия, отрешенности и сосредоточенности на своем внутреннем мире. Участники церемонии должны были идти строго по дорожкам, перешагивая с камня на камень.

Как правило, в чайных садах делают тобииси (飛び石) - пошаговые тропинки из плоских, несколько выступающих над землей камней, выложенных на некотором расстоянии друг от друга. Обычно промежуток между ними составляет 10-15 см. Камни в составе тропинки устанавливают на одной высоте и на равном расстоянии друг от друга, вследствие чего создается ощущение непрерывности, и дорожка органично вписывается в сад. Тобииси, как правило, не созданы для быстрого шага. По такой дорожке идти надо неторопливо, глядя под ноги. И только когда гость доходит до специально установленного большого камня, на котором удобно остановиться, он поднимает голову и любуется тем видом, который открывается его взору.

25.


26. Первый иероглиф похож на "чай" (茶), последний на "павильон" (亭), а средний не могу разобрать. Почерк красивый, но я не умею его читать.


27. Колодец, откуда хозяин чайной церемонии берёт воду. Кстати, чайная церемония - это "садо:".
茶道


28. Беседка, где гости ждут приглашения на церемонию.


29. Это мы поднялись на веранду и смотрим оттуда.


30


31. Это водное устройство "сиси-одоси" (鹿威し: олень и пугать). Суть этого устройства в том, что вода, поднимаясь по бамбуковому желобу, выливается из него и перетекает в другой желоб. Под тяжестью жидкости вторая бамбуковая трубка наклоняется и со стуком ударяет по камню. Вода выливается, и пустой бамбуковый желоб вновь поднимается. Такое устройство не только наполняет сад интересными звуками - журчание струи, стук бамбука о камень, но и приятно для глаза: наблюдение за текущей водой действует очень успокаивающе.
Первоначально это устройство предназначалось для отпугивания оленей, кабанов и других животных, наносивших вред сельскому хозяйству. Однако впоследствии сиси-одоси стали появляться не только в крестьянских хозяйствах, но и в садах при храмах. Некоторые придают этому устройству дополнительный смысл: отпугивание злых духов.


32.


33.


34. Камень-лев с другого ракурса.


35. Сад камней. Камень ближе к нам символизирует корабль, плывущий по морю на остров Хорай, про который написано выше.


36. Большой камень - остров Хорай.


37. Этот пейзаж видно, когда заходишь за домик.


38. Рододендроны цветут, а сакура - ещё нет.


Спасибо лектору!

Смотрите японский сад в Киото.

Золотой павильон и сад

Чайный домик в Киото

Работы по икебане можно посмотреть здесь.

Япония, фото Питера, Ботанический сад, репортаж

Previous post Next post
Up