Вырыпаевские "Пьяные" Могучего или лицо "творческой" российской антиэлиты

Mar 02, 2016 15:59



Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Очевидно, эта народная мудрость стала отправной точкой пьесы Ивана Вырыпаева «Пьяные». Хотя сам автор уверяет, что любовь и ни что иное. Свою версию о нетрезвом мире в Москве на «Золотой Маске» представил БДТ им. Товстоногова. Режиссер - Андрей Могучий. Вместе с героями состояние опьянения испытал обозреватель «МК».

Только вроде подумалось - что-то нынче о "Золотой маске" особо ничего не пишут. Ан - нет, гляди-ка, накропали чего-то! А то ведь в числе соискателей на премию этого года, были названы и такие одиозные персонажи как К.Серебрянников ("Гоголь-центр") с А.Могучим (ленинградский БДТ), первый из которых - в прошлом году конфликтовал с самим А.Калягиным из "нерукопожатности", по его мнению, жюри, а второй - имел скандал со С.Крючковой, когда последняя заявила, что ленинградский БДТ под руководством режиссёра, превратился в вертеп. И вот, когда я услышал по каналу "Культура", что Могучий и Серебрянников - номинанты, меня как-то всё не отпускала мысль что эти "мастера" что-нибудь эдакое отколют. Ну, там - ещё чего особо русофобское, антинародное, прозападное и человека в принципе уничижающее сотворят, и - вуаля, как видим - я не ошибся. Потому как они без этого - просто не они. Новый главный режиссёр когда-то очень славного БДТ, А.Могучий, привёз на фестиваль спектакль по пьесе И.Вырыпаева - этого "достойного" представителя более молодого поколения наших "креативных/рукопожатных", с много говорящим названием "Пьяные". Ниже обо всём этом подробнее.

Как далее в своём эссе посвящённом "шедевру" Могучего проникновенно повествует обозреватель mk.ru М.Райкина, (именно её статья и будет нашим проводником по спектаклю) не надо воротить нос от такого уже сразу экстравагантного названия (ишь, чистоплюи!): "понятно - пьяные люди - это метафора, абсурд, которые позволяют автору проговорить что-то главное, разобраться в человеке", но "трезвую голову это уже невозможно - как говорится без поллитра тут не разберешься". Вообще говоря, странная, если не сказать больше, метафора, ну да ладно, вспомним "Незнакомку" Блока - там тоже о in vino veritas говорилось и дадим гр-ну Вырыпаеву (да и вообще всем творцам) полную свободу творчества, а ну как он себя на уровне Блока творцом считает? Интереснее, однако, в этом заявлении другое, сразу наталкивающее на вопрос - а почему собственно нельзя "уже" разобраться в данном действе "без поллитра"? Немного ниже ответ автор статьи, ну и Вырыпаев с Могучим конечно тоже, дают, и с человеком вообще как и обещано, соответственно, разбираются...

Но сначала, автор рассказывает о сюжете пьесы - первый акт это четыре сцены общения пьяных людей, в которых идёт "обмен репликами, короткий и рваный", по описанию автора же статьи - часто постмодернистски бессмысленный. И это есть завязка сюжета. Даже уже тут "всё хорошо", тут тебе в героях и уличная проститутка, и офисный планктон, и те, кто в их начальниках - каждой твари по паре и уже сразу всё это не без откровенно низкого стиля (принципиально пьяное действие, подворотня и т.п.)... Все эти куски картинки соединит второе действие.

Что в нём собственно и происходит, плюс также оно объясняет смысл всей предыдущей (буквально) вакханалии. Ответ на этот вопрос даётся вполне определённый, оказывается в спектакле - "каждый ищет любви и Бога. Причем, имя последнего используется в жёстком контексте с употреблением неблагозвучных слов, типа «говно» - именно в нём утопают герои. Просто погрязли по уши, ноют, жалеют себя, валяясь, в вонючей жиже - так устроен современный человек, не имеющий особого желания выбираться из уютной говняной норки на говняной планете. Что интересно, многократное повторение в разных комбинациях этого слова ничуть не оскорбляет зал - а это признак того, что не о нём речь: в контексте, в подтексте любовь и жалость. У Вырыпаева она выражена жёстким глаголом повелительного наклонения «Не ссать!». Перед Богом. И это выход из норки, куда люди по слабости своей или недоумию загнали себя". И вот это шедевральное описание смысла спектакля "Пьяные" надо разобрать подробнее.

Итак, каждый из героев ищет Бога, и любви, но при этом именует божественную реальность и Бога не иначе как "говном" в различных вариациях. И сразу становится ясно, почему нельзя обойтись без поллитра - так это же "г****ный" мир и такая же жизнь! Чего с ними церемониться! И люди, которые в нём обитают (как свиньи, валяющиеся в "вонючей жиже")- соответственные. Они и не желают в этом мире менять - пусть он дальше будет таким же, они только - "страдают" от этого и чувства своей неспособности самотрансформации и изменению мира через это. А главное - всё это и ненужно, по мнению автора. Причём Вырыпаев проявляет к ним очень специфическую "любовь и жалость" говоря - "не с**ть!" перед Богом и это и есть "выход" (очень неслучайное высказывание М.Райкиной, как станет понятно чуть дальше). Лозунг Вырыпаева явно содран у А.С. Макаренко с его знаменитым: "не пищать!" и очевидно является элементом в пьесе т.н. «крюотического театра» Арто Антонена. Только Макаренко-то как раз имел ввиду что человек в коллективе - может практически всё и мир как раз предлагал активно к лучшему менять, а тут - разобщённые и слабые, мелкие душонки тыкаются в бесконечных соплях как слепые котята и это ни к чему не ведёт и вести не должно. И как раз жестокость Арно тут понятна, ведь в его системе создаваемого на сцене миропорядка, зло - перманентный закон, и вот, Вырыпаев строит что-то в своей пьесе подобное.

В итоге нам представлена эдакая постановка на тему чуть ли не бессмысленного гемармена в мире Демиурга (неудачного творения), в котором варятся слабые современные хилики чуть ли не вполне человеки (уж больно это всё неприглядно...), рабские пустые душонки, которые ищут (и не могут найти по определению) в этом "г**не" истинного Бога и истинную любовь (и понятно почему - их тут быть просто не может). Посему в данной ситуации нужно саморазлагаться всеми возможными методами - это такая очень специальная аморальность. И главное при этом "не с**ть!" за всё это перед этим Богом-Демиургом и это и будет "выход из г****ной норки" современного существования. То есть, единственный из такой ситуации выход показанным в пьесе «современным» людям - это смерть.

Нужно отдельно отметить интересное замечание, что многократно употребляемый эпитет главного слова в пьесе ("говно"), вроде бы не оскорбляет зал. Тут уважаемая М.Райкина просто не поняла, что всё про публику в этом зале сие действо смотрящую рассказала, которой такой стиль общения - это вполне нормально и хорошо.

Возвращаясь к основной теме - вот такой спектакль привёз БДТ на "Золотую маску". Вообще, в контексте прошлогоднего скандала в БДТ с участие Крючковой, где она примерно описала чего Могучий делает из театра Товстоногова, удивляться не приходится. Тогда только удивляло, что возмущается превращению "товстоноговского" требовательного зрителя в аудиторию Comedy club С.Крючкова - актриса снявшаяся в разлагающем общество фильме "Похороните меня за плинтусом", т.е. тоже вносящая свою лепту в процесс декультурации общества. Теперь Светлана Николаевна ещё и регулярно читает стихи Ахматовой в антисоветском ключе и ежели Анне Андреевне было за что держать зло на уже давно почивший в бозе СССР 1,0 (но она при этом стихотворени "Мужество", например, написала), то почему регулярно кусают руку уже мёртвого хозяина, щедро их в своё время вскормившего, Крючкова и иже с нею бывшая советская творческая интеллигенция - это вообще отдельная большая тема для разговора.

Потому вернёмся к БДТ в котором когда-то, при Товстоногове, ставили «Эзопа» Г. Фигейредо, «Мещан» М. Горького, «Три сестры» А. П. Чехова и прочее - спектакли классические и гуманистические, а теперь вот, при Могучем окормляют большой коллективный Comedy club и ставят вырыпаевских "Пьяных". Резко антигуманистические и антикультурные по своей сути. И это - уже мейнстрим нашей (хотя - нашей ли?) «творческой» интеллигенции. Самотключённая от высоких смыслов, великой отечественной истории и в итоге - собственного же народа в ходе перестройки 1,0, эта «элита» стала антиэлитой своей страны. Она т.о. - обесточена и больше не может ничего воспевать и создавать, а энергия ей, естественно необходима и она ищет её в разрушении всего того в созидании чего вообще цель любой настоящей элиты своего народа. Отсюда увлечение идеями саморазрушения, бессмысленности и смерти. А т.к. данный процесс продолжается вот уже более четверти века, налицо деградация от саморазрушения и самих этих представителей этой нашей культурной (да и вообще всей) антиэлиты. Ежели раньше старшим поколением такие вещи делались тонко и умно (вспомним хотя бы ядовитейшие комедии Рязанова), то теперь это - опрощено до предела. Но ненависть ко всему и вся от этого только крепнет и отсюда - вот такие очень своеобразные спектакли про чуть ли не гемармен и современных почти не вполне человеков. Это - лицо нашей антиэлиты и все эти спектакли практически о них самих, столь ими самими любимых и ненавидимых. Так как народ свой, я опять повторяю эту свою мысль, они представлять не могут и никакого права не имеют. А раз так - то ещё очень большой вопрос, что это за такой фестиваль "Золотая маска", раз на нём подобное - истинное лицо наших "рукопожатных/креативных"востребовано.

пьеса, Товстоногов, пьяные, Вырыпаев, Могучий, Золотая маска, БДТ

Previous post Next post
Up