part 1 |
in English В эти дни 10 лет назад шла работа над печально известным альбомом "Toy", и, как говорится, его создатели ещё не знали... Пост посвящается труду этих талантливых людей
ИГРУШКИ С ЧЕРДАКА.
Марк Плати рассказывает о записи до сих пор не вышедшего альбома “Toy” («Игрушка»).
The Voyeur Fanzine, Apr./ Sept., 2002перевод:
kusochek_syruиспользованы фотографии с сайта
mark-plati.com.
Mы вернулись в Нью-Йорк и разбежались на неделю или около того. В начале июля мы собрались снова - Стерлиг, Гэйл, Слик, Гарсон, Дэвид и я обосновались в Студии С на Sear Sound, очаровательном помещении на 48-й улице Манхэттена. В нем хватало окон и собственного пространства каждому. Я решил, минуя пленку, записывать прямо на компьютер с помощью Logic Audio, программы, которой пользуюсь последние пять лет. С живым ансамблем, да еще для целого альбома, я применял такой способ впервые. До этого я пробовал его лишь для отдельных песен и не был уверен, выдержит ли оборудование (выдержало) и хватит ли памяти (таки не хватило). Но для монтажа дорожек из разных дублей это был непревзойденный способ. Слик, глядя на то, как я просиживаю перед компьютером и монтирую, окрестил меня “Gameboy”; забавно, так как в последний раз я играл в компьютерную игру году эдак в 1984-м. В конце концов, мы записали тринадцать песен чуть больше, чем за неделю. На этот раз я сложил с себя обязанности инженера, так как - с учетом того, что я был и продюсером, и гитаристом, и компьютерщиком - это сделало бы какую-либо объективность с моей стороны невозможной.
Я попросил Пита Кепплера, Нью-Йоркского инженера, который, в числе прочего, работал с группой Eels, провести основную запись. Для меня такое было роскошью, чтобы не сказать больше. Мы с Питом понимали организацию звука примерно одинаково, поэтому мне редко приходилось ему что-либо говорить. Привыкнуть к тому, чтобы доверяться кому-то еще, сдав до некоторой степени управление, потребовало от меня времени. Но в итоге все получилось без усилий - настолько, что мы повторили этот опыт в нескольких других проектах.
Дэвид был в ударе. Темп продвижения вперед, энергия ансамбля, и то, что результат можно было немедленно услышать, казалось, подстегивали его. Со времен сессий “Earhling” в августе 96-го я его в студии таким не видел. С нашим способом записи, ему удавалось спеть главную партию при первом дубле и дополнительную - при втором. А если группе нужен был третий дубль, то и добавить еще гармонию или удвоение. Так что нередко весь его вокал был закончен, к тому времени, когда группа добивалась нужного результата! Он выходил из будки и с улыбкой Чеширского кота произносил что-нибудь вроде: «Ну что ж, пожалуй, меня все устраивает!»
Когда основные дорожки были закончены, мы начали прорабатывать каждую песню в отдельности. Обстановка была непринужденной: каждый мог пробовать, что хотел, помимо необходимого. Слик и я добавили акустические гитары, а Слик после этого - еще и ведушие партии; Майк Гарсон - клавишную фактуру; Гейл и Эмм сыграли свои кларнетовые партии для “London Boys”. Тони Висконти довершил свой цикл сессий несколькими чудесными струнными аранжировками: в последний день записи на Sear он дирижировал четырнадцатью превосходными Нью-Йоркскими музыкантами. Потом пришлось прерваться, поскольку Дэвид и Иман ожидали рождения дочери, Александрии, буквально через несколько недель. А я смикшировал запись нашего концерта в Радиотеатре BBC, и успел заняться еще одним проектом, прежде чем уйти на каникулы.
В августе 2000-го я оказался на выступлении Eels в Bowery Ballroom. Это Пит Кепплер, который и на живых выступлениях у них работает инженером, навел меня на этот концерт, зная, что я фанат группы. Я слышал, что они расширили состав, включив в него, в том числе, и мульти-инструменталистку Лизу Джермано, которая должна была играть на скрипке, блок-флейте, клавишных, мандолине, гитаре и быть дополнительным вокалистом. После нескольких песен - и поскольку я знал Лизу по ее сольным записям и работе с другими музыкантами (среди которых были John Mellencamp и Sheryl Crow) - мне стало ясно, что ее необходимо заполучить для “Toy” - она просто идеально нам подойдет. Я высказал эту мысль Дэвиду и попросил Лизу послать ему свои сольные диски. Через неделю решение было принято. Оставался вопрос - где. Я решил попробовать провести сессии с Лизой в своей домашней студии: тем, с кем я там работал раньше, вроде бы, нравилось. Лизe это тоже было удобно […] и я начал готовиться к сентябрьским сессиям (главным образом, наводить порядок и закупать кофе). Мы рассчитали, что двух дней должно хватить. Поначалу ощущение было странное: такие люди - и восседают на моей нелепой икеевской кушетке, перебирают игрушки дочери, прочесывают холодильник в поисках молока. Морские раковины, которые у меня вместо
пепельниц, послужили объектом шуток для Дэвида. Мы расположились - я поставил чайник - и в тот же день в ударном темпе проработали немало песен. Лиза [на фото справа] легко восприняла материал и придумывала самые разнообразные партии, используя целый арсенал необычных инструментов, среди которых была электрическая скрипка, настроенная октавой ниже обычного, Гибсоновская мандолина работы 20х годов, и древний крошечный черепаховый аккордеон, лямки у которого были такими ветхими, что их пришлось умолять не рассыпаться до конца песни (подкрепив просьбу немалым количеством липкой ленты).
Дэвид полностью погрузился в эти сессии и получал от них не меньше удовольствия, чем от июльских. Oн не возвращался к работе над альбомом с конца июля, даже и не переслушивал его особенно. Видно было, что человек просто-напросто ГОТОВ работать и рад тому, как хорошо и свежо звучат песни.
Все протекало очень весело и здорово - Дэвид добывал идеи для Лизы буквально из воздуха, и очень было приятно наблюдать, как замечательно они ладят и как синхронно мыслят с первых же минут. Привлечение Лизы к проекту оказалось одним из самых удачных моих продюсерских решений: результат превзошел все ожидания (я предполагал, что это должно сработать, но не думал, что настолько хорошо). Ее игра - особенно на скрипке - была просто волшебной и придала многим песням истинную завершенность. Как если бы она была частью группы с самого начала, а не накладывала партии поверх чужой записи. Мы ходили обедать и осматривать окрестности. Ни один из них не был завсегдатаем East Village, и изменения, не столь уж недавние, удивили и впечатлили их - думаю, что этот район рисовался им до этого таким,
каким был в конце 80-х: эдаким нарко-анархистским адом - а прекрасная погода и симпатичное итальянское кафе неподалеку уж точно не испортили картину.
Вскоре мы вернулись в Looking Glass Studios, чтобы записать дополнительный вокал Холли и Эмм, кое-что подправить, и заняться новым. Во время каникул, Дэвид принял решение включить в “Toy” несколько новых песен. Как только мы обосновались в студии и начали прослушивать записанное, я подумал, что и микшировать альбом буду здесь. В Looking Glass нет всего, что мне обычно нужно […], но записанные треки показались мне настолько живыми, что решено было поступить именно так, поскольку на другом оборудовании все звучало бы иначе. […]
Группа, участвовавшая в записи новых песен, была уменьшенным вариантом прежней - Стерлинг Кэмпбелл на ударных, Дэвид на стилофоне и клавишных, я на гитарах и басу (то есть, по сути, остались те из нас, кто жил в Нью-Йорке). Первой попыткой была версия “Pictures of Lily”, для трибьютного альбома The Who (пару месяцев мы носились с этой идеей) [сборник
Substitute: Songs from the Who с этой песней вышел в 2001-м]. По замыслу Дэвида, играть ее надо было half-time (способ создать эффект изменения музыкального метра без изменения размера: превратив, например, 4/4 в 8/8 - прим. пер.): передирать в точности версию The Who не имело смысла. Все было сделано за один вечер, включая соло стилофона и скандирование футбольных хулиганов, которое мы изобразили втроем (хотя после применения инженерной магии, казалось, что нас по крайней мере 30).
Pictures of Lily
скачать трекВ это же время мой друг, гитарист Джерри Ленард [фото слева], работал с Питом Кепплером в соседней Студии B. Стиль Джерри - совершенно особенный: звук у него - атмосферный, амбиентный, но в то же время - мелодичный и концентрированный; и отфильтрованный сквозь прихотливое ирландское чувство юмора. Помимо игры и гастролей с разными музыкантами (в их числе - Duncan Sheik и Suzanne Vega), он выступает соло под именем Spookyghost (Привиденьице, Страшилка), ухитряясь озвучить несколько партий одновременно при помощи батареи педалей и набора всяческих приспособлений. Я подумал, что это ровно то, что нам требуется для одной из песен и попросил его поработать с нами в свободное от собственных сессий время. Получилось около восьми дорожек разнообразных шумов, циклов, мелодий, из которых сочилось эхо, и прочего такого же. Дэвиду понравилось услышанное и он пригласил Джерри, чтобы тот внес подобный вклад еще в несколько песен.
Истоки многих из них примечательны. Переменчивый и несколько угрюмый “Uncle Floyd” начал свое существование с полурасстроенного фортепиано и шероховатых синтетических струнных, звучавших так, как будто их сняли со старой пластинки на 78 оборотов.
Эффект получался, как если бы кто-то играл в подвале маленького, печального, одинокого домика. Настоящую жизнь все это обрело, когда прибавилась гитара Джерри Ленарда и скрипка Лизы Джермано (вернувшейся в Нью-Йорк для следующего раунда).
Как раз тогда Дэвид читал книгу Эндрю Луга Олдэма, где тот описывает, как запер Мика Джаггера и Кита Ричардса в квартире и не выпускал, пока они не сочинят новых песен. Мы решили тоже попробовать: я услал Дэвида в фойе Looking Glass и велел ему без товара не возвращаться. Смех смехом, но он действительно принес товар в виде песни под названием “Afraid”, обретшей жизнь с помощью моего мини-Стратокастера.
Как только ударные для новых треков были записаны, мы вернулись в мою домашнюю студию, чтобы наложить на них партии Джерри и Лизы. Соседи и Итальянское кафе, казалось, были рады нам. Джерри и Дэвид немедленно нашли общий язык, вспоминая электрические счетчики, водившиеся когда-то в английских домах -
оказалось, что счетчик необходимо было все время подкармливать монетками, а не то - прощай, электричество. Если сдача кончалась - извини, друг: ни света тебе, ни холодильника, ничего - вот веселье-то. Разумеется, такие разговоры заводили нас порой в забавнейшие дебри.
За время работы у меня дома Дэвид добавил несколько вокальных партий, немножко стилофона, и пару-тройку последних штрихов к аранжировке. К концу октября все было готово для микширования. Мы снова открыли лавочку в Looking Glass, где в течение 11 дней, при квалифицированной помощи своего ассистента Гектора Кастийо, который как будто всегда опережал меня на шаг, я намеревался смикшировать как можно больше песен. Гектор оказался бесценным человеком и с тех пор работает инженером у Дэвида то там, то сям, и помогает мне поддерживать мою собственную студию в рабочем состоянии.
Afraid (demo)
скачать трекSilly Boy Blue
скачать трекТреков у нас было 16 или около того на выбор, а целью мы поставили - закончить 12, которые войдут в альбом. Оставшиеся предполагалось смикшировать, когда появится свободное окно в студийном времени и использовать в качестве бонусов, вторых сторон для синглов (B-sides) и т.д. и т.п. В конце концов, сделано было 14. Какие именно 12 попадут в альбом?
Выбор всегда нелегок, поэтому Дэвид должен хорошенько обдумать его, прежде, чем приговор будет вынесен. На “Earthling” мы меняли порядок несколько раз и в самый последний момент предназначавшаяся для второй стороны “The Last Thing You Should Do” оказалась включенной в альбом. Так что - кто знает?
Мы начали с “London Boys”, поскольку она была нам хорошо знакома и в то же время относительно проста в плане аранжировки и инструментовки. Мы сделали ее на удивление быстро - часа за четыре - что странно, поскольку обычно первый микс не скоро делается: нужно время чтобы все подключить и акклиматизироваться. Из этого выросла модель для процесса: собрать все вместе, сделать приличный черновой микс, потом остановиться - обойтись без фанатизма, пытаясь все подчистить (только убедиться в том, что самое главное - на первом плане). Наконец, добавить пару эффектов там-сям, но по большей части - положиться на естественную акустическую среду Sear Sound и оставить это дело как есть.
Когда часами сидишь перед колонками, легко потерять объективность и с головой уйти в детали отдельных треков, поэтому важно было делать перерывы. Мне удалось слегка упростить себе жизнь в этом смысле, смикшировав ударные предварительно на компьютере, так что в студии только 4 регулятора пульта управления ушли под ударные. Это оказалось важным и чисто зрительно, поскольку набор ударных стал как бы отдельным инструментом вместо того, чтобы захватить целый банк регуляторов, поэтому мне не пришлось возиться с ними слишком долго.
The London Boys (фрагмент)
скачать трекBaby Loves That Way
скачать трекМы подгадали так, чтобы ДБ мог появляться в студии - посмотреть на процедуру незамыленным глазом и послушать непредвзятым ухом - когда моя работа была сделана примерно процентов на 90. У него всегда находится одно или два важных замечания прежде, чем мы признаём вариант окончательным. Как правило, он выдергивает из воздуха что-нибудь, прошедшее совершенно мимо меня.
Появлялись на сессиях и другие люди. Стерлинг Кэмпбелл бывал часто, оказывая моральную поддержку и наблюдая за процессом; заглянули Эмм Грайнер и Холли Палмер; Эрик Джеймс из Ultrastar снял как мы играем “Afraid” для показа на BowieNet’е; Коко заходила каждый день.
Your Turn To Drive
скачать трекShadow Man
скачать трекК тому времени все окончательно влюбились в “Uncle Floyd”, поэтому мы знали, что она-то точно будет на альбоме. Мы поступили так же как за неделю до того с “Afraid”: Дэвид спрятался, чтобы закончить техт, в то время как я начал микшировать трек. К тому времени как я подготовил приличный черновой микс, его работа тоже была завершена. Верный самому себе, он спел примерно 95% с первого же дубля - так что у нас с Гектором мороз пошел по коже. Это было сильное ощущение, которому не в последнюю очередь способствовала тревожная скрипка Лизы и разные страшилки, изобретенные Джерри. Кончилось тем, что песня стала безусловным фаворитом у всех, кто пока ее слышал. Для заключительной части (outro) мы тут же на месте организовали хор из присутствующих: Стерлинг и Холли Палмер, Коко,
Шон МакКол из персонала Looking Glass (потрясающий виброфонист, кстати), группа под названием Stretch Princess, записывавшаяся в это время в Студии B с Питом Кепплером, - короче, все, кто имел голосовые связки - оказались задействованы.
Я чрезвычайно горд альбомом “Toy”. Пройти весь этот процесс с Дэвидом - какой это был великолепный опыт; и мне казалось, что мы добились того, что наметили в начале - нам удалось увековечить группу, исполняющую прекрасные песни со страстью, воодушевлением и непосредственностью.
Toy Medley
скачать трекNB! *просто для протокола* Релиз "Toy" был запланирован на середину 2001-го, но так и не состоялся вопреки воле автора и по инициативе Virgin, с которой Боуи расстался в том же 2001-м, но альбом до сих пор "лежит на полке". Правда, несколько песен оттуда вскоре были реализованы с "Heathen" в качестве бонусов и b-сайдов, а две были перезаписаны для самого альбома: вышеупомянутые "Afraid" и "Uncle Floyd" (сменившая название на "Slip Away"); подробности о каждом из треков - как обычно на
illustrated-db-discography; большинство неизданных песен доступны либо в неважном качестве, либо как 30-секундные отрывки (из таких отрывков состоит так называемый Toy Medley); все известные треки (в разном качестве) собраны
здесь (похоже, это всё, что доступно, но если у кого-то есть лучше-больше - пожалуйста поделитесь :))
UPD 20.03.2011: абсолютно неожиданно в сети (безвозмездно) появился альбом Toy. Спустя ровно десять лет после записи и своего несостоявшегося официального релиза.
Скачать можно, в частности, на
Павильоне,
Рутрекере, а также на
ifolder (спасибо
ziggy_23)