Итак, мы
оставили нашего героя 19 сентября где-то в Казанской части города между часом и двумя пополудни на аукционе движимого имущества, куда он прибыл сделать первый серьезный шаг по пути к "идее Ротшильда".
Думаю, Достоевский начинает отсчет романного времени с даты на самом деле состоявшегося аукциона - это такой крючок реальности, на который набрасывается нить сюжета, чтобы взаимно переплести действительность и жизнь героев. Известно, что летом 1874 года он на короткое время заезжал в Петербург между Эмсом и Старой Руссой, где, кстати, и был в основном написан роман. Возможно, если проштудировать объявления судебных приставов за тот год, можно будет с точностью определить, в каком именно доме Долгорукий задержался на 1-2 часа по дороге к еще более важным для него, судьбоносным встречам этого долгого дня.
То есть, определить начальную точку следующего маршрута этого дня - к Ефиму Звереву, приятелю по московской гимназии: "Идти надо было на Петербургскую сторону, но усталости я не чувствовал".
Нигде в источниках не встречала, а ведь так естественно предположить, что в имени этого персонажа зашифрована Зверинская улица, получившая это свое название только в 1871 году. Оставим это предположение на моей читательской совести, но Достоевский мог привести своего героя только сюда, в деревянные, разночинные Мокруши - место, пережитое им в "Преступлении…", близко и лично знакомое, самое низкое, мокрое и туманное место в городе. Не случайно бессмертные строки о петербургском утре, его туманном мороке он напишет во время второго визита Аркадия к Звереву.
Итак, возьму на себя смелость ограничить это место действия "Подростка" Большим проспектом, Съезжинской, Зверинской улицами и переулком Нестерова.
К слову сказать, во времена Достоевского нужный нам участок переулка Нестерова именовался Пустым переулком. А ведь к Звереву наш герой пришел лишь затем, чтобы тот свел его с жившим "в двух шагах, где-то в переулке" Крафтом - "логическим самоубийцей", который через несколько часов после встречи осуществит свою страшную идею, что Аркадий будет переживать как личную потерю, как ощущение пустоты.
Сколько может занимать путь пешком от, условно говоря, Казанского собора по Невскому через Дворцовый мост и Стрелку, по Биржевому мосту на Мытнинскую набережную, и далее, примерно до Князь-Владимирского собора? Думаю, не меньше часа, поэтому законно предположить, что встреча с Ефимом состоялась около пяти вечера.
(Обозначение собственно Зверинской улицы скрылось в правой части большой карты, здесь это - нижняя сторона прямоугольника).