Данте и Дали

Feb 23, 2020 19:16

В продолжение этого


Сальвадор Дали нравится не всем, и я прекрасно понимаю, что он может возмущать, раздражать чьи-то вкусовые рецепоторы, это нормально, естественно и индивидуально. Вот только я против того, чтобы его называли "безумцем". Глубоко нормальный был человек. Его скорее и не без оснований обвиняли в умелой расчетливости, коммерческом пиаре своего творчества.
Мне Дали нравится, но как раз вот этот раздел выставки понравился меньше всего, уж извините. Там выставлены иллюстрации Дали к Божественной комедии, грандиозный заказ, полученный от Ватикана к юбилею Данте вскоре после того, как Дали объявил себя верующим католиком (ранее позиционировал себя как атеиста и богоборца).
Судьба заказа была не блестящей, итальянская католическая пресса раздраконила иллюстрации, и были для этого определенные основания.
Сальвадор Дали считал себя гением, равным Данте, но я считаю, что он не столько иллюстрировал Commedia - а именно так ее назвал автор, слово Божественная (Divina) добавили потомки, сколько выражал самого себя применительно к гениальному контексту. Причем любопытно, что чем дальше от Ада к Раю, тем всё более и более туманно, неясно и расплывчато себя выражал.
Иллюстрации к Аду - Inferno - это просто картины Дали по мотивам и на темы, заданные поэтом.
Вот, например.
Дальше



Ну а потом образы теряют свой резкий облик, и как и в поэтическом оригинале, сила и фантазия убывает, растворяется, лишь иногда, изредка вспыхивает.
Ад читается на одном дыхании, в том числе по-итальянски, я через это прошел. Дальше всё тяжелее и тяжелее.
Зато там у Дали есть вот такая прекрасная Беатриче


А на входе в этот отдел выставлена вот такая картина


Будет еще продолжение

гениальное, живопись

Previous post Next post
Up