Ныряя в гущу русской классики

Sep 05, 2019 21:22



Окунулся вдруг в русскую литературу XIX века, и выныривать оттуда не хочу.
Вот Сергей Васильевич Максимов. Пытаюсь читать его очерки, записки и воспоминания. Скучно, хотя порой любопытно, когда он рассказывает о выдающихся или колоритных современниках - драматурге Александре Николаевиче Островском, поэте и драматурге Льве Мее (Мей его фамилия, не уверен, что ее надо склонять), ну и таких людях как Михаил Стахович и Павел Якушкин.
Всё это - типичная прогрессивная общественность 150-летней давности, 50-х - 60-х годов позапрошлого века, во многом похожая на нынешнюю, которая из писателей и околописателей (Акунин, Улицкая, Лев Рубинштейн).
Но это лишь прелюдия, увертюра к главной теме.
Дальше

Василию Николаевичу было велено прочитать за лето энное количество книг. Читать он не любит, толком не умеет, это общая проблема его поколения, полуграмотного, безнадежно испорченного гаджетами, но об этом можно и нужно рассуждать отдельно.
Некоторые книги мы все-таки заставили его прочитать. Буквально из-под палки.
В их числе были повести Тургенева. Вася с трудом одолел только "Первую любовь". По ходу чтения задавал всякие вопросы, и я вдруг понял, что не помню подробностей, так как читал очень давно.
Решил перечитать - и обалдел! Оказывается, Тургенев - замечательный русский писатель, его читать не только можно, но и нужно.
Я даже позволил себе написать целых три коротеньких изсэ в фейсбуке. Выложу их еще здесь - для большей сохранности, типа резервный фонд.

1.
"Я не в состоянии передать чувство, с которым я удалился. Я бы не желал, чтобы оно когда-нибудь повторилось; но я почел бы себя несчастливым, если бы я никогда его не испытал"
Руки прочь от Тургенева! Я перечилал, спустя много лет, "Первую любовь". Это замечательно. Очень верно, очень точно, тонко, без пошлости, но именно так всё происходит в юности. И девушки такие никуда не делись, это страшно, когда с ними сводит судьба, но это и прекрасно, очищает весь организм - в духовном смысле.
Вот только, пожалуй, напрасно Тургенев умертвил двух главных героев, и страстную прекрасную Зинаиду, и блудливого папашу, павшего ее жертвой. Хотя кто там в большей степени чья жертва - сложный вопрос.
Хорошо хоть юноша уцелел, а то ведь не всегда так происходит, но Тургеневу хватило чувства меры, чтобы оставить в живых хотя бы одного из того рокового треугольника

2.
Еще про Первую любовь, повесть Тургенева.
Почитал вокруг, уточнил,что это автобиографическое, отец писателя был знатный ходок и тоже внезапно умер в 41 год. Но это неважно для читателя, на мой взгляд.
Важнее, интереснее сама адская коллизия - любовный треугольник отца, сына и девушки.
Причем для папаши это поначалу очередной романчик, поход налево, сын страстно влюблен, а девушка по сути дела выбирает между сыном и отцом. Побеждает более опытный, но она при этом активно сублимирует свои чувства на сыне, которого выделяет из всех поклонников, целует не просто по-братски, видимо, представляя себе отца на месте сына. Тургенев об этом не пишет, но это можно домыслить, хотя доморощенные "фрейдисты" домыслить могут много чего еще, да это лишнее.
Замечательно описан первый юношеский чувственный "оргазм" (без похабщины и физиологии), его пробуждение страстей, однако при этом любопытно, что к отцу он не ревнует, а напротив в какой-то мере испытывает удовлетворение, как бы вместе с ним соединяясь с девушкой.
Ну а что касается девушки, то тут всё ясно: её охмурил самый сильный, альфа-самец, который не стал раболепствовать, льстить, вымаливать поцелуи, а просто пришел и взял, как будто по праву.
В предисловиях пишут, что для отца эта интрижка превратилась в сильное чувство, типа в тексте есть на это намеки. Может быть, но это не отчетливо. Опытный бабник чтобы всерьёз влюбился - своего рода сенсация. Да Тургенев не стал вникать в эти материи.
А вот о первой любви написал лучше всех. Теперь я это со всей ответственностью утверждаю

3.
Вслед за "Первой любовью" перечитал "Асю".
Каков старик Тургенев! О любви и о чувствах вообще лучше его в русской прозе не писал - о здоровых чувствах и естественной любви. Велик Достоевский, но там такие пароксизмы и надрывы! Любовь у Чехова - совсем отдельная тема, она как будто и не любовь вовсе, а некое заболевание. Лев Толстой вообще ненавистник всех нормальных естественных чувств, ну его к черту, злобного извращенца (только в "Войне и мире" есть что-то о человеческой, не искаженной любви).
Бунин? Но это уже другая эпоха. Да и, прямо скажем, тоже любовь у него специфическая.
Впрочем, не надо никого ни с кем сравнивать. И у Тургенева любовь - отнюдь не солнечная радость и счастье до усрачки, нет, это и муки, и страдания, и болезненные ощущения, но под ними - здоровая, естественная основа.
Конкретно же про "Асю", то там такая Ася - ах и ох! Ангел, но отнюдь бесплотный, однако не жилица на нашей грешной земле. Такую любить страшно, причем страшно для самой Аси в первую очередь.
Вроде знаю я хорошо Тургенева, практически всё читал - ан вот как будто заново открываю

И это не всё. Тургенева я еще читать буду, и еще обязательно некое изсэ выпишется в результате

чтение-1, гениальное, литературное

Previous post Next post
Up