Дневник. 1987 - 89 год. Глава 1. Театр времен Оруэлла

Jun 12, 2019 10:58

Предыдущая глава


Сцена из спектакля "Звезды на утреннем небе" в Театре Европы - бывшем МДТ Льва Додина.

Это последняя тетрадка. Записи в ней какие-то рваные, нечеткие, я всё реже их делал, реальность отвлекала, не давала вести нормальный дневник.
Жаль, что я обленился и ограничился перечислением увиденных спектаклей, они заслуживали подробного разбора.
Восполнить не получится, но слегка попробую.
"Звезды на утреннем небе", пьеса А. Галина, о проститутках, высланных за 101-й километр в год московской Олимпиады. Конъюнктурный спектакль, много обнаженного женского тела, актрисы сиськами трясли, в том числе красавица Ирина Селезнева, вскоре отбывшая в Израиль.
"Король Лир" Стуруа - великолепная постановка. Истинная трагедия.
Как и истинная комедия "Перламутровая Зинаида" Олега Е:фремова по пьесе М. Рощина, я хохотал до слёз, там была замечательная Анастасия Вертинская, да и все прочие.
"Палата № 6" Юрия Еремина меня потрясла, она игралась в репетиционном зале, в шаге от зрителей, это было удивительное театральное приключение.
"Шесть персонажей" в театре Анатолия Васильева - вообще отдельный сюжет, тут парой фраз не отделаешься, надо будет написать особо.
А вот "Дядю Ваню" Некрошюса напрочь не помню. Может быть, к лучшему. Туминас, Карбаускис... Какая-то дурная традиция завелась, чтобы литовцы издевались тут над русской классикой. Один "Онегин" Туминаса чего стоит. С другой стороны, мы сами виноваты, уступили поляну литовцам, да "наши" отечественные серебренниковы с богомоловыми еще хуже.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.


27 ноября 1987 года

Галопом по спектаклям

Это было главное событие месяца (увольнение Ельцина с поста первого секретаря МГК КПСС), но за эти дни я зачастил в театры.
Видел "Перламутровую Зинаиду" в новом ефремовском МХАТе - спорно и мне понравилось. Хотя это и крайне несерьезный спектакль.
"Король Лир" Стуруа - очень сильное зрелище, чисто политический спектакль, ближе к пьесе Бонда, чем Шекспира, но все-таки интересно.


"Дядю Ваню" Некрошюса - странное представление о вырождающейся, да уже выродившейся интеллигенции.
"Звезды на утреннем небе" Додина, о проститутках, пряный спектакль, где много обнаженной натуры, но не только в этом сила постановки.
"Шесть персонажей..." по мотивам Пиранделло Анатолия Васильева, явление многогранное, тонкое, о нем так прямо и не скажешь.

"Палата №6" Еремина - великолепный, агрессивный театр жестокости, где зрителю весьма непросто, и в конце не хочется аплодировать. Это театр.

Галопом по экранам

Забыл я в свое время и тонкий сюрреалистический фильм Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии", впервые в прокате.


Видел только что "Человека из мрамора" Анджея Вайды, ихнее "Покаяние", но чисто реалистическое, без сюра.

29 ноября

Абсурд от Шавкуты

Кое-что и читал. Очень любопытные рассказики некоего Анатолия Шавкуты в "Знамени" и "Сельской молодежи". Он пишет о сибирских стройках, быте инженеров и рабочих, коий он прекрасно знает. Никакой романтики, грязь, пот, свинство и пьянство. Написано жестко, но есть и лирические скромные зарисовки, и есть осмысление нашего пролетарско-советского абсурда. Одним словом, это литература (это я явно погорячился, переоценил г-на Шавкуту).

Какой-то Москаленко

Чтоб не забыть, задним числом в "Знамени" же прочел рассказ "Дикий пляж", автор Виталий Москаленко. Неплохо, дикий и тупой провинциальный быт, российский ущербный приблатненный садизм, городской юродивый, обитатель пивных, шут местной полуторговой шпаны. Тоже любопытно, много симпатичных штрихов, повторный "чес" номеров "Знамени", да и других журналов, кое-что дает (не помню ни буквы, зря читал, зря об этом писал).
Эти вещи - не главные книги, но их нельзя не отметить, пропустить.

Притча не про фашизм

Только что закончил Animal Farm Оруэлла, сатира на революцию, точнее, яркая притча на расхожую тему: когда угнетенные, восстав, захватывают власть, они превращаются в угнетателей.
Эта повесть не совсем про СССР, хотя многие исторические реалии взяты из нашей истории, как из готовой модели. И это абсолютно не про фашизм.
В финале животные, захватившие власть на ферме и изгнавшие людей, точнее, их высший слой, а именно свиньи, полностью уподобляются соседним фермерам. Всё вернулось на круги своя, рабы стали хозяевами, но не все, а лишь самые ловкие и хитрые, остальные остались рабами.
Оруэлл, наверное, был пессимистом и считал, что все человеческие общества плохи, да и не желал видеть разницу.
У нас же всё так и происходило, как у Оруэлла: образовался новый правящий слой, укреплявший не выветрившуюся рабскую психологию, те же обманы, голод, полуголодный тупой энтузиазм, но наше государство не ассимилировалось, не уподобилось соседним, оно захватило некоторые, расширило сферу влияния.

Стыдливо отбрыкиваемся от мировой революции

Но у Оруэлла вдруг сглаживается, исчезает конфликт между "Звериной фермой" и людскими, а на самом деле мир расколот, конфликт остался, и вот только сейчас мы стыдливо и уклончиво отбрыкиваемся от теории мировой революции и даже заявляем, что общечеловеческие ценности выше классовых (умудряясь приплести Ленина, коий всегда настаивал на вечной "войне миров" и лишь на временных уступках "империи зла", странам капитала).
Одним словом, или Оруэлл сделал ошибочный прогноз (что вряд ли, учитывая его более знаменитый роман "1984"), или писал не о том, не о нас, что возможно.
Кстати, под повесть отлично подверстывается история лейбористской партии (хотя она и не совершала революцию) и так называемый "гомперсизм", образование "рабочей аристократии".
Но эта тема мелковата для столь мощной и едкой притчи. Есть смысл еще над ней подумать.

Animal Farm. Фильм


Мои дневники
Дневник. Тетрадь №4. 1987-89 годы
Необязательные мемуары

театр, литературное

Previous post Next post
Up