Пост сквозь годы. Памяти последнего классика нашего кино

Apr 18, 2019 16:24

Предыдущий пост сквозь годы
Это я написал сразу, по горячим следам.
Потом я написал еще большую статью In Memoriam про Алексея Балабанова, для толстого и вроде бы солидного журнала Вип-Премьер, но не удосужился сохранить текст своей заметки, потому что не подумал об этом. А журнал приказал долго жить, исчез вместе со своим сайтом, и тот мой текст тоже исчез.
Какие-то жалкие обрывки я привел в посте, который ниже тоже выкладываю. Ну хоть что-то. Да и грош цена всем этим словам и заметкам! Главное - фильмы Балабанова, которые навсегнда остаются с нами и никуда не исчезнут.
Еще раз: светлая память Алексею Октябриновичу и Царствие ему Небесное.
Итак

Оглушили. Балабанов ушел

18 мая 2013 года



Умер Алексей Балабанов. Первый классик НЕсоветского кино. Художник, режиссер, летописец и печальник.
Его фильмы могут не нравиться, раздражать и даже вызывать оторопь.
Но это фильмы о нас, о нашей жизни, о России, о нашей ужасной реальности. Это высокое, настоящее искусство. Без просвета - а откуда бы взялся этот просвет? Он был бы фальшивым...
Однако великие фильмы Балабанова полны не только ужаса, но и боли, страдания. И это неправда, будто Балабанов не любил людей, просто он слишком хорошо их - нас - знал, но как раз именно любил такими непривлекательными, черненькими, гнусненькими, каковы мы, людишки и есть...
Ему было всего 54 года. ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!!!! Нельзя умирать так рано, невозможно, немыслимо

Слов больше нет. Светлая память, Царствие Небесное, да упокоится... Печально, очень печально

АПД Думал о фильмах Балабанова. Не все они вызывали у меня однозначную положительную оценку, были претензии, что-то мне казалось недоделанным, недоработанным.
Но абсолютно неприемлемы претензии к Балабанову по линии "реалистичности". Это не буквализм, не унылое жизнеподобие. Это притчи. Как пьесы Метерлинка, которые в конце XIX века казались абстрактными и фантастичными, а потом в ХХ веке началось такое, ужасы столь мощной силы и масштаба, что превзошли любые фантазии.
Так и фильмы Балабанова. Наша российская реальность и дала жизнь, и превзошла мрачные фантазии режиссера. Хоть пресловутую бутылку из "Груза 200" вспомнить..

Свет и тьма Алексея Балабанова

7 сентября 2013 года

Когда умер Алексей Балабанов, я обещал написать о нем эссе... Отрывки:

"Пишут, что в своем последнем фильме он предсказал себе смерть. Для гениев, истинных художников это обычное дело. Свою смерть чуть ли не в деталях предвидели, предсказывали и описывали Николай Гумилев, Владимир Высоцкий. Вот и Балабанов встал в этот ряд.

Гений острее чувствует и глубже понимает и жизнь, и смерть. Можно считать это мистикой... В конце концов, в самом явлении гения народу есть нечто мистическое.

Не слишком ли много громких и пафосных слов по поводу творчества одного кинорежиссера? Но дело, конечно же, не в словах. Фильмы Алексея Балабанова могут не нравиться, раздражать, вызывать ужас и оторопь. В них можно найти все - кроме банальности и посредственности.

Если рассматривать 14 фильмов Алексея Балабанова не по отдельности, не кусками, вырванными из контекста, а целиком, то мы увидим, что свет и тьма распределены в них примерно поровну.

Тогда первым идет «Морфий», фильм, действие которого развивается в 1917-1918 годах. Герой того времени - доктор Поляков, искусный врач, генетический интеллигент, разрушающий себя и свою жизнь морфием... Доктор Поляков, как ни парадоксально, герой и нашего времени. Условно говоря, сегодня такой же совестливый интеллигент, честно старающийся исполнить свой профессиональный долг, сплошь и рядом глушит себя водкой и героином вместо морфия. Приличный человек не может выдержать русскую «эпоху перемен» трезвым и неодурманенным...

Ну и наконец - «Кочегар». Якут-кочегар, сыгранный первобытно-гениально, - типичный герой нашего времени. До поры до времени он принимает правила игры, так как его убедили, что в его кочегарке сжигают «плохих людей». Точно так же рассуждают и ведут себя очень многие наши современники. Принимают все свинцовые мерзости до тех пор, пока они не коснутся лично их. Тогда - реагируют. Саморазрушительно. Да ведь жареный петух клюет в задницу не всех. А остальные спокойно продолжают жить, подчиняясь бесчеловечным правилам чужой игры."

кино, память

Previous post Next post
Up