Первая глава Вадим Ледогоров. Примерно того периода.
"Счастье мое". Это был спектакль Театра Советской армии, первый спектакль Юрия Ивановича Еремина, который я видел, и он мне тогда понравился.
Потом, когда я работал монтировщиком на Малой сцене этого театра, я собирал и разбирал декорации этого спектакля, поневоле смотрел его фрагментами, и мнения своего не изменил.
Познакомился с актерами, прежде всего, с Вадиком Ледогоровым, сейчас он живет аж в Новой Зеландии, вон куда его занесло, да это уже совсем другая история.
От спектакля не осталось почти никаких материальных следов, кроме записи на радио. Придется в остальном вам поверить мне на слово.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
Виктория несмотря ни на что
19 февраля 1983 года
"Счастье моё" или "Виктория" А. Червинского в ЦАТСА. Вика, девушка 18 лет, искалеченная морально, прошедшая через самые страшные несчастья своего времени - время действия 1947 год - отец расстрелян, мать умерла.
Искалечена и физически, ей необходимо родить ребенка сейчас, потом не сможет. Хочет ребенка, ибо таков ее характер, умение отвлекаться от невзгод, перечеркивать черные дни в памяти, не плакаться на судьбу, а находить светлые стороны бытия во всем, мгновения счастья, радости, переживать ярко, всей душой.
Несчастья - лишь часть жизни, не сосредотачиваться на них, "когда все самое плохое позади, остается только хорошее" - цитирует Вика фразу отца, расстрелянного Сталиным (это имя ни разу не произнесено, но его дух наполняет атмосферу, доводит напряжение до надрыва, создает трагический мрачный фон).
Она ищет в жизни осмысленность и находит ее, хочет жить с целью - родить ребенка - это цель, это смысл, не весь, конечно, но желание его родить, несмотря ни на что - желание совершить осмысленный, светлый поступок вопреки невзгодам, оставить след, что ли.
Вика разрабатывает некий план - завлечь Сеню, моряка торгового флота, жениха некоей Ани, переспать с ним. Вика нервна, она понимает всю нелепость плана, расчета, оттого пытается иронизировать, придать всему происходящему оттенок шутки, нервно смеется, похахатывает, как Альма в "Лете и дыме".
Н. Николаева - молодая актриса - маленькая, полненькая, не очень красивая, но притягательная, светлая, духовно озаренная.
Ее "циничный" план - налёт, он несовместим с натурой Вики, и рассыпается в прах. На его развалинах возникает любовь, не осознаваемая сразу Сеней и Викой. Но момент контакта, слияния душ они почувствовали, поняли, что нечто произошло важное для них, хотя не ведают истинной природы события.
Любовь и торгпредство
Как второй план Вики - портрет ее любимой учительницы Лидии Ивановны, он по воле режиссера и автора говорит, комментирует, учит, возмущается, выдает мысли двух юных героев, иногда угадывая точно, иногда искажая.
Сцена первой встречи кончается как по плану Вики - они проводят ночь вместе.
Дальше Вика уже меняется. Остатки плана еще дают себя знать, она выходит замуж за пожилого учителя Оскара Борисовича, благородного человека (роль без слов, потому теряет много). Но она любит Сеню, а он ее. В их чувствах много сложных психологических оттенков, нередко противоречивых, но показывающих немалую даровитость, умение понять сложность жизни и любых жизненных ситуаций (бред какой-то я нопейсал!).
Вике и стыдно за свой поступок и план, оттого она иногда пытается вообще прервать отношения с Сеней, он мог принять ее за обыкновенную шлюху. И ее стыд мешает Вике просто любить Семена и выйти замуж. С другой стороны, она понимает, что испортит анкету - со своим расстрелянным отцом - Сене, а тот учится в школе торгпредства, будет ездить за границу, а у него и так отец - баптист.
По тем временам мысли об анкете определяли многое. Ревность к Ане тоже имеет место. Когда Сеня ломает ногу, та навещает его каждый день, учит вместе с ним английский язык и т.д.
И, конечно, Вика понимает обреченность чувства к Сене, но как ни борется с этим, иронией, шуткой, ревностью, а убить не может.
Честность до абсурда
Семен попроще, его играет Вадим Ледогоров, тонкий, обаятельный, мужественный. Его основная черта - честность, во всем и до абсурда. Он чувствует долг - жениться на Вике, но чувствует вину перед Аней, которой изменил, хотя ее не любит. Он всем говорит всю правду, и Ане рассказывает о ночи с Викой, а та (Аня), сучка, пишет анонимку (это неизвестно точно, но больше некому) в школу, где Вика работает, и умирает ее Лидия Ивановна из-за этого.
Аня - внесценический персонаж, очень точно обрисована, ее цель - ездить с Сеней за границу, выйдя замуж. Но Семен ко всем людям относится хорошо, и в Ане видит лишь хорошее, не верит, что она написала анонимку. Вике больно и обидно именно от того, что Сеня честен не только с ней, но со всеми - эгоизм влюбленных.
Но Семен любит ее и искренне мечтает жениться, наивно (а он наивен) не понимая невозможность их жизни вместе где-то в Лондоне. Хотя он готов пожертвовать заграницей, но Вика ни за что не хочет от него этой жертвы - и в этом альтруизм влюбленных.
Их любовь крайне сложна из-за сложности жизни, и кроме того из-за мрачного времени, в какое она вспыхнула, и здесь важна атмосфера, враждебная и страшная. Дух, наполняющий сцену и подстерегающий героев, окружающий их поэтический мирок в стенах школы, мир непрочный и сметенный в конце спектакля.
Свет в конце туннеля
Но финал - светлый.
Последняя встреча влюбленных - освобождение от комплексов и наслоений, момент любви, простой, естественной. И последние слова Вики: "Мы будем на свете!", и после мрака - ее ребенок, девочка за партой.
В жизни Вики уже поэтому был смысл. А Семен - он уехал на стажировку в Лондон и всю жизнь будет чувствовать себя виноватым, но поступать так же предельно честно. В чем-то его же честность помешала его счастью.
Нигде не нашел ни одной фотографии этого спектакля. Есть только актриса Наталья Николаева. В жизни она очень неприятная, маленькая, злобная, того и гляди - укусит. Но это не имеет значения, на сцене она была хороша. Вот относительно нормальное ее фото, которое удалось отыскать
И еще. Она же в роли военврача в спектакле "Белая палатка"
Счастье моё. Радиокомпозиция спектакля Центрального театра Советской Армии
Click to view
Мои дневники И снова дневник. 1983 год