Третья глава Сцена из спектакля "Брысь, костлявая, брысь". Справа Саид Багов. Его героя стригут
Перейду к сохранившимся описаниям других постановок. Вот два совершенно разных спектакля.
В той части, которая касается "Ревизской сказки", четко выражено моё отношение к театру на Таганке, отнюдь не восторженное, мягко говоря. Отдавая дань так называемой "гражданской смелости" Любимова и его команды, я подвергал сомнению художественный эффект их театральной деятельности - вот так мягко я выражусь. Безусловно талантливые люди иногда, и чаще, чем хотелось бы, жертвовали свой дар во имя интеллигентской фронды, насколько это было возможно в ту пору.
Это мало кому интересно. Но мне это нужно. Ну и вдруг еще кто-то захочет прочитать.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
Зов юных тел
С. Шальтянис. Брысь, костлявая, брысь!
Режиссер - Б. Морозов, художник - М. Ивницкий, музыка - Нино Рота.
II действие (первое я так и не посмотрел)
Непритязательно. Лирически-образно. Притча. Режиссура действенна, изящна, легка. Символичная декорация - "юность", опадающая и обнажающая внутреннюю часть сцены. Юность уходит, жизнь раскрывается зияющей пустотой.
Но спектакль добрый и чистый.
Главный герой - подросток-бунтарь, юный и непосредственный. Студент С. Багов и И. Бобылева непритязательны, тонкими полунамеками, блеск глаз, зов юных тел, играют очень в духе притчи.
Сцена прощания точна и прелестна. Грациозное последнее объятие.
Режиссер незатейлив, но философичен, ничего натянутого.
Лейтмотивы музыки - трогательно-атмосферно. Выезжающий цирк - милый штрих.
Студенты ведут, профессиональные актеры - Л. Сатановский, Э. Виторган - на уровне. Е. Никищихина слишком многое старается передать, да и роль схематична.
Много пантомимы и условно-мимических сцен. Пластически спектакль выполнен разнообразно.
Э. Виторган и Л. Сатановский пьют в финале - быт в игре, родственно А. Васильеву. Но здесь быт - лишь эпизод, грань, а у Васильева философизированный быт довлеет, из него вытекает образный строй.
Б. Морозов образен, поэтично-символичен, внебытовой стиль. Но и он создает атмосферу действия.
Весь я в чем-то ноздревском
По Гоголю. "Ревизская сказка".
Режиссер - Ю. Любимов, художник - Э. Кочергин, музыка - А. Шнитке
Приспособление Гоголя к современности, открытая дидактичность и эпатаж публики. Ноздрев бродит по залу, пристает к зрителям. Во всем спектакле есть что-то ноздревское.
Внешнее оформление - необычное, потенциально академическое. Занавес - шинельное сукно, внутренняя часть затянута в это сукно. "Мы все вышли из шинели" - это хотел сказать? На переднем плане символ бюрократического учреждения - сыграет большую роль. Чиновничество в точных образах, но не ново.
"Шинель" перед занавесом, поставлено малоинтересно, скучно. "Нос" - локоть между занавесками. "Театральный разъезд" - к нашим временам, о правительстве.
"Мертвые души" - каждый помещик поднимается, как памятник, по пояс в шинельной ткани. Чичиков бегает внизу. Сцена таможни. Чичиков в школе. Помещики - банально.
В. Смехов - Плюшкин - нетипичен. Фигура грозная, угадал внутренний мир, не комикуя, железные нотки Плюшкина.
Б. Хмельницкий - Ноздрев - голый, в трусах. И банален, традиционен, но играет это хорошо.
"Портрет" вышел неясно, связка с "Мертвыми душами" неестественна. Каждый герой в рамке картины, на фоне затянутой в сукно стенки внутренней части сцены.
Музыка А. Шнитке - хорошая, но необязательная, речитативы не звучат, не оправданы.
Вообще тема маленького человечка, горького смеха - заявлена внешне, но не звучит никак. Любимову нет дела до духа, мироощущения Гоголя. Ему надо привязать его к нашим дням. Издевательства над Гоголем нет, есть равнодушие к нему.
Политический момент
Но политический темперамент гражданина у Любимова звучит гордо, кое-что оправдывает. Жаль, что Гоголь как придаток.
Второе действие более яркое и сильное. Образ сумасшедшего дома - шествие, гудение в трубки, два Гоголя в позе двух его памятников.
Здесь самый политический момент - слова о том, что Россия погибла изнутри. Прямое обращение к зрителям, к нашей совести, а зрители в восторге - "Браво, Любимов!" Эпизод "Автора нет в зале."
И кривые зеркала в гардеробе - насмешка над зрителем, самая лучшая выдумка, удачно завершающая политическую линию спектакля.
Сцены из спектакля "Ревизская сказка"
Мои дневники Мои замечания о русском театре. 1979 - 1981