Предыдущий пост сквозь годыВ день 80-летия со дня рождения режиссера написал. Добавить нечего. Разве что: я недавно еще раз посмотрел ранний его фильм "Иваново детство". Тогда я его не упомянул, и совершенно напрасно.
Гений есть гений, с этим ничего не поделаешь. Но я хочу особо и специально подчеркнуть: у меня нет никакой любви к этому гениальному художнику. не люблю я его. Однако уважаю, признаю и отдаю дань. Не представляю себе, как может быть иначе.
Ну и вот
Андрей Тарковский-80
4 апреля 2012 года
Много пишут, вспоминают, употребляют эпитеты, слова "гений", "великий", совершенно справедливо, да не хочется повторять.
Что я могу сказать? Я видел все фильмы Тарковского, некоторые - по несколько раз: "Андрея Рублева", "Солярис" и "Сталкера".
Другие тоже видел, но люблю меньше. "Ностальгию" не люблю совсем, эта картина, извините, скучная. В "Жертвоприношении" потрясающий финал, когда мальчик несет тяжелое ведро - поливать дерево, но до этого кадра невероятно тяжко дотерпеть. Катарсис поразительный, но так мучить зрителя чересчур жестоко.
Тарковский повлиял на все наше кино, даже чересчур, и я не могу не согласиться
с этим эссе: слишком много Тарковского, хотя сам он в этом не виноват.
Говорят, что его фильмы слишком сложные. Ерунда. Хотя они, конечно, не рассчитаны на безмозглых хомячков, да и не для них творится подлинное искусство, которое может показаться "сложным" только лишь потому, что жизнь сложна.
Тарковский снимал не "мозговое кино", не злоупотреблял интеллектуализмом, его фильмы полны сильнейших эмоций, но они не примитивны, не все ходы режиссера однозначно ясны, да иногда их не нужно понимать и объяснять, достаточно только почувствовать.
Андрей Тарковский не был советским или антисоветским художником. Он существовал вне этой узкой и тупой дихотомии, что отнюдь не помогало ему в творчестве и не способствовало успешной судьбе его картин. Однако свои лучшие фильмы он все-таки снял в СССР, и они неотделимы от нашей страны.
Сейчас бурно и активно печатаются дневники Тарковского, из которых видно, насколько сложный - мягко говоря - это был человек, нетерпимый, закомплексованный, болезненно реагирующий на окружающую действительность, с жутким, тяжелым характером. Но гении почти никогда не бывают гармонически светлыми личностями. Да и не обязательно читать эти дневники, они только мешают восприятию фильмов. От художника остается искусство, им созданное, сотворенное, а не мелкие личные дрязги.
Фильмы Тарковского живут своей отдельной жизнью, лучшие из них нисколько не устарели, избежали тленья.
А самому Андрею Арсеньевичу - светлая память и Царствие Небесное