Скончалась Алла Соколова

Dec 22, 2018 22:29

Еще вчера. 74 года. Жаль.
Алла Николаевна Соколова. Драматург, актриса (в этом качестве ее не знаю). Автор пьесы "Фантазии Фарятьева", всколыхнувшей театральные подмостки СССР в конце 70-х годов прошлого века. По тем временам это была пьеса - откровение. Никакой идеологической нагрузки, полностью аполитичная, лишенная советских первичных и вторичных половых признаков, несколько безумная, как безумен главный герой, фантазер Фарятьев.

Мое поколение пьесу знает, но более молодым она вряд ли известна. Пересказать ее содержание вроде бы нетрудно: некий Фарятьев, хоть убейте, не помню, кто он по профессии, но там говорится, да это неважно, любит до посинения некую Александру, а та Александра любит какого-то хмыря по фамилии Бетхудов (на сцене не появляется, но незримо присутствует почти всё время).
Так вот, однажды Фарятьев прорывается в гости к Александре в тот момент, когда Бетхудов ее на время бросил, и она страдает. С отчаяния она выслушивает бред, который несет этот Фарятьев - некая "теория" насчет инопланетян, опять-таки не помню деталей, то ли мы все инопланетяне, то ли инопланетяне живут среди нас - и с горя проводит с Фарятьевым ночь.
Но на следующий день вновь возникает пресловутый Бетхудов, и Александра опрометью бежит к нему, на Фарятьева ноль внимания.
А у Александры есть младшая сестра, девочка юная, старшеклассница, которая, в свою очередь, до посинения влюбляется в Фарятьева, обалдев от его "теории". Но Фарятьев девочку не замечает, очень страдает, приходя к выводу, что не надо было рассказывать Александре "теорию", что именно это ее оттолкнуло от него. В общем, типичный эгоизм и тупая наивность влюбленного недоумка.
На том, собственно, всё кончается.
Легкий диалог, многие реплики запоминаются, например Фарятьев сравнивает Александру с Сикстинской капеллой. Которую я в те годы еще не видел воочию, да и Фарятьев вряд ли видел, но восторженному интеллигенту не обязательно видеть то, чем он восхищается.)

Фарятьева играл Игорь Кваша (замечательно, эдакий романтик-шестидесятник), Андрей Миронов в кино (еще сильнее и глубже), оба ни в коем случае не были психами (хотя психиатрический диагноз напрашивается). Еще эту роль играл Сергей Юрский (не видел),.. Марина Неелова играла и младшую сестру в театре, и Александру в кино. В "Современнике" Лилия Толмачева сделал очень стильный спектакль, это был ее дебют в режиссуре. Я видел его несколько раз, смотрел в том числе из-за кулис, когда младшую сестру играла Катя Маркова, к которой я в ту пору был неравнодушен (сугубо платонически, даже подойти стеснялся).

Пьеса очень хорошо приспособлена к театру, отличные роли (есть еще мать Александры и тетка Фарятьева, для более пожилых актрис, там тоже есть что играть), причем ни слова о Ленин-партии-комсомоле, о станках-пуске-соцсоревновании и прочей поцехам-производственной лабуде, в то же время материал полностью современный. И вневременной.
И вроде бы всё НЕ социалистическое, НЕ советское, но и не АНТИ. Придраться не к чему, цензура была благосклонна, даже некоторая "аморальность" не смутила - Александра, так сказать, проводит ночь с малознакомым мужчиной, да в него школьница влюбляется (педофилия! - запищали бы нынешние ханжи-мизулины), но это подано предельно целомудренно.
В общем, бриллиант драматургии, а не пьеса. Строго говоря, она ничуть не устарела. Хоть сейчас можно ставить. Фарятьевы не перевелись в России, остальные коллизии столь же актуальны. Не знаю, может быть, и ставят. Оторвался я от театра.

У Аллы Соколовой еще были пьесы, одну - "Эльдорадо" я видел во МХАТе, с великолепным актерским ансамблем: Андрей Попов, Ия Саввина и много кто еще. Тоже жизненные коллизии, тоже лирические страсти, но уже не то.

И вот Алла Соколова, автор одной по-своему замечательной пьесы, навсегда запомнившейся немалому числу ее современников, ушла тихо, незаметно, как будто ее и не было. Обидно. Печально. Царствие ей Небесное

театр, память, некролог

Previous post Next post
Up