Побывал на научно-практической конференции посвященной 50-й годовщине XX съезда КПСС. Уф-ф. Одно название чего стоит. Выползли, прости господи, из нор, из каких-то шкафов а то и прямо из гробов, как на бал у Воланда в нелюбимом мною романе "Мастер и Маргарита", некие позавчерашние персонажи. Драматург Гельман, чьими производтсвенными пиесками когда-то восхищалась общественность, драматург Шатров, сочинявший полуправдивые пиески о Ленине и большевиках, потом бросивший это глупое дело и успешно занявшийся недвижимостью, академик Абалкин, когда-то курировавший "реформы" под Горбачевым, писатель Коротич с лицом грустного клоуна. Все они какие-то пожухлые, как трухлявые помидоры, местами даже покрытые пятнами тления. Еще историк Рой Медведев, вечный коммунист. Еще хороший человек, литературовед Юрий Карякин, с утра трезвый. Еще отставник Попцов, говоривший краснО и бессмысленно. Еще какие-то неясные и туманные фигуры. И на их фоне - Гавриил Попов, свеженький, бодренький, президент двух экономических обществ и ректор всяких международных университетов. Благополучный и какой-то весьма буржуазный, чуть ли не гламурный (впрочем, полуразложившийся Шатров тоже носит на себе оттенок гламурности).
Большинство говорило путано, смутно и ни о чем, в лучшем случае, предавались воспоминаниям. Доклад Попова был самый интересный. Но при этом на редкость парадоксальный. Что я имею в виду?
Подробно излагать доклад Гаврилы Харитоныча не буду. Наверняка его выложат на какой-нибудь сайте Фонда Плеханова или какого-нибудь общества-университета, возглавляемого Поповым и кто хочет - найдет. Но смысл такой.
50 лет назад был шанс перейти от государственно-бюрократической системы к постиндустриальному обществу. Снова уф-ф, но так уж выразился классик политэкономической мысли. Смысл ясен. Главное, что тогда шанс был, а потом больше уже не было. Нет и сейчас. И, похоже, не будет в обозримом будущем. Почему? А потому! Чиновники не позволяют, народ не готов, интеллигенция продажна. Это я упрощаю, но сам Попов обосновал свою точку зрения вполне логично, подробно и мне даже не было скучно, я проснулся, а то на других докладах тянуло в дрему.
Когда Попов описывал ситуацию 1956 года, все звучало даже несколько банально: типа, был момент истины, общество встряхнулось, радикальный и харизматический лидер (еще не волюнтарист), но потом пошли не туда, и все возможности загасили.
Но ельцинская-то революция? Вот ведь шанс, вроде бы, появился? Ан нет! Опять все забрали в свои руки бюрократы-чиновники, аппаратчики второго звена, стряхнувшие с себя коммунистическую фразеологию. И снова реформы пошли не туда - в пользу все той же бюрократии. Ну а сейчас и вовсе говорить не о чем: вся бюрократия скучковалась в одну партию, "Единую Россию", сожрали всякое разделение властей и изрыгнули из своего нутра серенькую фигуру главного чиновника-президента. Образность моя, Попов до таких метафор не доходил, но смысл передаю адекватно.
Много места он посвятил урокам XX съезда. Невыученным урокам. Ни сильный или кажущийся сильным лидер, ни тем более бюрократия никаких хороших, полезных и нужных реформ никогда не проведут. Без гражданского общества и слоя экономически независимых собственников ничего не получится. А интеллигенция должна понять, что нечего ей делать во власти. "Придворную интеллигенцию" Попов обличал особенно убежденно.
Все бы хорошо, все правильно. Я даже готов согласиться. Но кто это говорит? Диссидент-бессребренник? Или бывший мэр, расплодивший в Москве неописуесмую коррупцию, да при этом еще обосновывавший право чиновника брать взятки? Ладно, он разочаровался в том, что делал в конце 80-х - начале 90-х годов. Понял, что ошибался и тогда избран путь неудачных проб и обидных ошибок. Но всем, что он сейчас имеет, он обязан именно той самой государственно-бюрократической системе. Стоило бы напомнить, что здание одного из своих университетов он получил просто в подарок, в обход всяких законов - от той самой власти, которую он с тех пор критикует изо всех сил. как и его бывший коллега по Межрегиональной депутатской группе Юрий Афанасьев. Как и покойник и вечный враг власти Егор Яковлев. Это была даже не приватизация за бесценок. Людям просто подарили очень хорошие здания в Москве, подарили в собственность (вот вам и экономически независимые люди), которой они стали распоряжаться к своей выгоде. Не у всех, правда, успешно получилось, покойному Яковлеву потом пришлось свои здания продать, но тоже отнюдь не за бесценок. Зато Гаврила Харитоныч распорядился весьма даже неплохо.
И теперь печально глядит на путь своего и нашего поколения. Занятная эволюция - достиг вершин благополучия и впал в крайний беспредельный пессимизм.
Выходит, что теперь становится понятно, что мы шли не туда - даже тем, кто нас в это НЕ ТУДА вел...