Предыдущий пост сквозь годыЧестно говоря, в фильмы и в мир, созданный Алексеем Балабановым, я не сразу врубился. Поээтому по первости воспринимал его кино не совсем адекватно. Ну что ж, первое впечатление далеко не всегда бывает самым верным.
Но незаурядность этого художника кинематографа мне была ясна практически сразу. Вот и еще один его фильм.
"Морфий"
11 июля 2009 года
Режиссёр Алексей Балабанов
Продюсер Сергей Сельянов
На основе Морфий
Автор
сценария Сергей Бодров-младший
В главных
ролях Леонид Бичевин
Ингеборга Дапкунайте
Андрей Панин
Оператор Александр Симонов
Художники-постановщики Павел Пархоменко
Анастасия Каримулина
Кинокомпания СТВ
Длительность 107 мин
Страна Россия
Язык русский
Год 2008
В ночи посмотрел фильм Балабанова "Морфий". Сильно. Страшно.
К Булгакову это отношения не имеет, "Рассказы юного врача" я читал давно и помню только, что они заколебали меня благостностью и хвастовством главного - "лирического" - героя, который лихо справляется со всеми тяготами медицинской службы.
Здесь - совсем, совсем другое.
Втянулся не сразу. Поначалу показалось, что это какая-то "производственная драма" из жизни провинциальных врачей с сильными элементами натурализма. Кстати, натурализма не очень много, я это терпеть не могу, всегда отворчачиваюсь и всю эту муляжно-химическую кровавость за искусство не считаю. Противно, мерзко, и только. Но Балабанов знает меру.
Как мне кажется, Балабанов в каждом периоде русской истории ищет героя своего времени. Таков доктор Поляков, искусный врач, генетический интеллигент, разрушающий себя и свою жизнь морфием. Почему морфий? Как метка, исторический "тэг". Притча притчей, но действие происходит в 1917 году, и Балабанов на редкость достоверно передал антураж и атмосферу того времени, без явных анахронизмов (это сейчас почти никто не умеет, кто поумнее - и не пытается), хотя российская глубинка мало изменилась с тех пор, и с выбором натуры проблем, скорее всего, не возникало.
Но фильм не исторический, атрибуты прошлого скорее нужны для четкости картинки, когда фон не размазан, лучше читается мысль.
Доктор Поляков, как ни парадоксально, герой и нашего времени. Я бы сказал недавно прошедшего и продолжающегося внутри тех из нас, кто остается мыслящим.
Условно говоря, сегодня такой же совестливый интеллигент, честно старающийся исполнить свой профессиональный долг глушил бы себя водкой и героином вместо морфия и той же водки.
Приличный человек не может выдержать русскую "эпоху перемен" трезвым и не одурманенным - вот так я воспринимаю главный посыл.
Есть в этом немалая доля презрения к слабеньким и "гнилым" "кающимся интеллигентам". Сами виноваты.
Вздор по поводу "антисемитизма" Балабанова я отвергаю. Фельдшер-еврей-большевик Тогенбург-Гугенбург (или как его там?), похожий на Свердлова (сына аптекаря, кстати), алкоголик и морфинист - тоже верный знак той эпохи. Как и безграмотные красноармейцы азиатского вида, очень похожие на нынешних мигрантов.
А вот дешевая мелодрама с выстрелами в финале портит всё впечатление. Как будто надоело Балабанову расплетать тонкие нити и решил напоследок тупо рубануть топором и промахнулся. Зарубил свой замысел, своё же детище. Впрочем, эту туповатую развязку можно вынести за скобки, вычеркнуть и проигнорировать. Просто выключить фильм чуть раньше, сильнее получится
Click to view
Click to view
Click to view
Мое кино