Предыдущий пост сквозь годыВ 2009 году эти мои посты вызвали не такой активный срач, какого я ожидал. Хотя поспорить тут есть о чем, но все-таки это не наши проблемы, России если касается, то только косвенно. Потому и не было острой реакции.
Ну а я был полемичен и старался предельно заострить тему, хотя в общем и в целом правильно ставил вопросы. А про Турцию можно сказать, что предсказал усиление исламского фактора во внутреннеей политике.
Ну а насчет Австрии я лихо размахнулся! Впрочем, warum denn nicht?
В общем, вот
Геополитическое
3 июля 2009 года
Просто подумалось: есть в Европе и около две страны со схожей судьбой - Польша и Турция.
Польша - Rzeczpospolita - когда-то была если не империей, то мощным лидером регионального масштаба, рулила, давила, многое определяла, вплоть до конца XVII века, когда польский король Ян Собеский решил судьбу Вены, осажденной армией турецкого султана.
Турция - тут всё ясно, была могучей огромной империей.
От обеих пространных государств осталось по огрызку. Но есть между ними принципиальная разница.
Польша, как раньше, так и до сих пор, всё вздыхает, тоскует и ностальгирует (почти онанирует, уж извините) по утраченному величию и могуществу. Строит на этом всю свою внешнюю политику, да частично внутреннюю.
Турция живет современной жизнью. Там много разных проблем, например - пугающий рост популярности исламской партии, но никакого ностальгирования по Османской империи не существует. Отрезали и забыли.
Роль личности в истории тоже сильно повлияла. И в Польше, и в Турции были мощные, всенародно любимые авторитарные лидеры.
Но Мустафа Кемаль Ататюрк железом и с кровью зачищал имперское прошлое, самым зверским образом модернизировал свою страну и не помышлял ни о каких территориальных расширениях.
А Юзеф Пилсудский, напротив, изо всех сил пытался вернуть прошлое и только и думал о расширении и возвращении всяких бывших провинций Речи Посполитой. Его преемники продолжали в том же духе. Нынешние же ломать границы уже не дерзают, но продолжают грезить о "великом прошлом".
В результате поляки со своим обращенным вспять менталитетом становятся всё более ущербными и теряют позиции. А турки их завоевывают.
Anschluß. Еще геополитическое
3 июля 2009 года
Единственным разумным и правильным действием Гитлера я считаю как раз Anschluß - воссоединение Германии с Австрией.
Конкретные методы воссоединения, с эсэсовскими зачистками, считать правильным невозможно. Однако я имею в виду сам процесс.
Отдельное существование немецкоязычной республики Австрия - это полное недоразумение. И не надо про акцент, баварский диалект вообще мало похож на немецкий язык, а говоров в самой Германии тьма-тьмущая.
Все века, что Германия была раздробленной, Австрия - Ostmark - Österreich была ее неотъемлемой частью и претендовала на лидерство.
Но к тому моменту, когда гений Бисмарка сумел Германию объединить, Австрийская империя, то есть Австро-Венгрия (с 1867 года) стала слишком крупной, чтобы слиться с "сестрой по языку", да и слишком в ней много было ненемецких провинций. Ограничились союзническими отношениями.
Когда же державы-победительницы раздробили Австро-Венгрию на куски, ее немецкая часть хотела соединиться с Германией. Без всякого Гитлера и нацизма. Но огрызку Австрии не разрешили пойти естественным путем. Наказали.
Так и возникло недоразумение, которое устранил Гитлер.
Устранил временно, так как после Второй мировой войны Германию и Австрию вновь наказали. Теперь австрияки привыкли, да и ЕС снимает многие подобные проблемы. Но недоразумение сохраняется