Моя галерея. Шаартуз и Кабодиан или Среднеазиатская Аравия

Apr 11, 2017 09:29

Предыдущий герой


Сразу предупреждаю: тут нет ничего моего. Вот оригинал, очень интересный, там много других фотографий и подробностей.
Кабодиан, как и вся Бактрия - очень, даже пугающе древняя земля, где после походов Александра Македонского жили греки, в какой-то момент покорившие Индию и принявшие буддизм, в который привнесли античное искусство. Позже греков сменили пришедшие из Великой Степи тохары, и с эти пор Бактрия звалась Тохаристан и была истоком Кушанской империи - буддийского государства масштабов Рима. Но большинство азиатских империй представляли собой довольно рыхлые конгломераты небольших и самовольных монархий, как например Чаганиан (округа нынешнего Денау), Шуман (Гиссар) или Кабодиан. Жили здесь в те времена тохары и тюрки, а господствующей религией был буддизм с вкраплениями общин зороастрийцев и христиан-несториан. После арабского завоевания в 725 году здесь общем-то поменялось немногое: единственной религией стал ислам, а местные тохары под влиянием персидской культуры постепенно превратились в таджиков. Здесь добывали нефть и бирюзу, но в первую очередь на весь Хорасан долина Кафирнигана славилась своей мареной - красильным растением, бывшим основным предметом экспорта. Затем Кабодиан опустошили монголы, на многие века он стал глухим захолустьем, и к началу ХХ века малолюдная долина Кафирнигана входила вместе с Сурхандарьёй в обширное Гиссарское бекство Бухарского эмирата.
Всё это написал varandej
Там, в оригинальном посте, множество интереснейших ссылок.
Дальше

А про общее прошлое здесь напоминает очень немногое. Русской власти над Хатлоном не было никогда, а советская покрывала его тонким поверхностным слоем, о котором напоминают разве что редкие пятиэтажки или дома культуры.


В предместьях Шаартуза странные постройки, о назначении которых я не знаю, и это повод кратко рассказать его историю. Там опять-таки ссылка




Ходжа-Машхади значит просто "Святой из Мешхеда", и по местному преданию покоится здесь миссионер-проповедник ислама. На самом деле это фрагмент древнего медресе, где учился в начале 11 века Насир Хосров, поэт из Кабодиана, впоследствии принявший в Египте исмаилизм и принёсший его на Памир. Могилы под его куполом - братские, покойники в них погребены не по обряду, а на костях их следы насильственнй смерти, и скорее всего здесь покоятся жертвы монгольского нашествия, превратившего город в кладбище, а его единственное уцелевшее здание - в мавзолей


Его восточная, более старая часть построена в 11 веке, при Газневидах или сменивших их Сельджукидах, и в первом случае ещё могла застать родившегося в 1004 году Хосрова. На углу - башня-гульдаста, характерная для медресе по всему Туркестану


Западная часть - мечеть 12 века постройки


Площадка за мавзолеем - бывший двор медресе. На восточном куполе мавзолея более всего впечатляет "ёлочка" лестничных маршей, которые могли вести ко входу на минарет


На краю пустынного кладбища - целая колония тандыров, вроде бы найденных при раскопках


Буквально в чистом поле меж сёл Чуличи и Ленинёл ("Путь Ленина") стоит Ходжа-Дурбад - "младший брат" Ходжа-Машхади, уже действительно мавзолей домонгольской эпохи


В следующей части - о многочисленных древностях Хатлона вообще и руинах буддийского монастыря Аджина-Тепе в частности.

Моя картинная галерея

история

Previous post Next post
Up