Предыдущий пост сквозь годыЭтот знаменитый, знаковый, а для кого-то культовый фильм Алексея Балабанова мне не понравился, когда я его посмотрел. Пожалуй, я был чересчур критичен и не совсем прав. Наверное, мог бы пересмотреть свое мнение, но смотреть второй раз эту жуткую кинокартину я просто не смогу.
Уж извините. А вот что писал в свое время
Груз-200
3 августа 2009 года
Вот, посмотрел, наконец, и этот спорный, скандальный и так далее фильм Балабанова.
Разочарован. Считаю большой неудачей режиссера. По двум причинам.
Во-первых, фильм плохо сконструирован, что для Балабанова нехарактерно. Не удалась попытка слепить вместе две совершенно разные истории:
Одна - банальная до одурения, про профессора, научного атеиста, который под влиянием суровой действительности - советской действительности, это важно - "приходит к Богу".
Вторая - тоже банальная, но поярче, про мента-маньяка, насилующего девушку бутылкой, приковывающего ее к железной кровати и т.п.
И вот тут кроется во-вторых. Налицо элементарное жульничество.
Фильм задуман как квинтэссенция "ужасов позднего СССР", как всегда, выстроен (в отличие от сюжета) и продуман видеоряд, эта мысль проводится даже чересчур прямолинейно, и пускай бы, 1984 год на самом деле был одним из самых мрачных, советская власть дошла до апогея и становилась невыносимой, с признаками агонии, гниения, я хорошо помню это ощущение.
НО!! Иллюстрируется эта мысль при помощи чудовищной экстремальной истории маньяка, которая может случиться в любое время и в любой стране, вспомните хотя бы австрийского извращенца, долгие годы пытавшего и трахавшего в подвале собственную дочку.
И вот эта экстраординарная коллизия - безумный мент, с матерью алкоголичкой, издевающийся над дочкой секретаря райкома - делается как будто символом заката СССР, да вдобавок режиссер приплетает к ней по-настоящему трагический афганский мотив с Грузами-200.
Возникает искусственная, межеумочная конструкция, которая не выдерживает никакой смысловой нагрузки
И очень странная фигура алкаша, торговца спиртом, который мечтает о Городе солнца, а потом подводится под расстрел тем же самым ментом-маньяком, которого убивает в финале вдова алкаша.
Это уж совсем избыточная деталь. Как можно было столько нагромоздить на неполных полтора часа фильма - остается только удивляться.
Да, актеры не запоминаются совсем. Маски, тени, нет ни лиц, ни характеров.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Мое кино