Предыдущий пост сквозь годыНаписано это было мною в начале 2009 года, тогда мое скептическое отношение к обрядам и ритуалам христианской религии достигло апогея. Потом я несколько смягчился и стал не так ригористичен.
Ну и еще я почему-то забыл упомянуть тот факт, что упоминаемый мной замечательный немецкий историк Грегоровиус был протестантом, это немаловажный фактор и источник его воззрений и рассуждений.
Ну и читайте
Язычество на почве христианства
18 марта 2009
Фердинанд Грегоровиус. "История города Рима в средние века (от V до XVI столетия)".
Пара глубоких мыслей:
Тем, кто посещал Рим в начале V века, не могло не овладевать тяжелое чувство. Казалось, оцепенение смерти охватило весь город; он пустел, как бы под страшным проклятием. Все сооруженные римлянами и поднимавшиеся ввысь здания были уже только мертвым величием мертвого камня: они были покинуты, замкнуты и уже не возбуждали ничьего внимания и ничьего поклонения... История не знает другого примера такого отчуждения человечества от культуры, вполне еще сохранившейся.
Если философия стоиков, некогда охранявшая дух лучших людей от бед императорского владычества, побуждала граждан к деятельному исполнению обязанностей в государстве, то христианская философия вела к отрицанию всего государственного... Уйдя от мира, ставшего ненавистным, христианин отверг государство, погрузился в глубину личного существования и создал внутренний мир нравственной свободы, до которого не было дела римскому язычеству. Но вместе с тем монашество вело и к гибели последних остатков гражданских и политических добродетелей: монашеская ряса отняла у Рима его последнюю доблесть.
Эти цитаты я привел, чтобы просто создать атмосферу и обозначить проблему. Но книга толстая, увлекательная, цитировать можно бесконечно, а руки у меня не казённые.
Поэтому перейду к самому главному:
Мифология язычников продолжала развиваться на почве христианства созданием нового политеизма, который имел свое основание в прочно укоренившихся воззрениях людей. Исторические народы римского государства, латиняне и греки, не могли вполне отделаться от этих воззрений. Крещенные во имя Христа, потомки язычников не утратили своей привычки к тысяче храмов и к тысяче местных богов и требовали взамен всего этого столько же церквей и святых. Таким образом, исповедание свободной от кумиров, чисто духовной веры снова стало в провинциях и городах служением местным святым и национальным патронам.
Тема тонкая, деликатная и современные богословы не любят ее касаться. Повторяю: Грегоровиус - добрый христианин и вовсе не атеист, но он не мог не отметить этого явления.
Но я всегда утверждал, что бездонное многообразие святых и мучеников, местных, городских, сельских и районных - это был совершенно отчетливый ШАГ НАЗАД по направлению к язычеству. К политеизму. К многобожию.
А уж когда святых начали распределять по секторам, отраслям и областям человеческой деятельности - точь в точь как античных и прочих языческих богов...
И когда стали поклоняться, словно святыням, мощам, костям, черепам, пальцам, рукам, ногам (как правило, фальшивым, но это неважно) убиенных мучеников и святых, да еще ждать от них исцеления...
Про иконы - особый разговор, несколько из другой оперы.
Апостолы-иудеи Петр, Павел и все первые христиане, по идее, должны с сумасшедшей скоростью вертеться в своих всенародно и глубоко почитаемых гробах. Ведь они ни о чем подобном помыслить не могли. Они гибли за веру, во имя Господа, но себя не считали "святыми" и будущими объектами поклонения.
Всё это - чисто человеческое и по сути своей языческое.
Другое дело, что это было логично и неизбежно, иначе и не могло сложиться. Но мне кажется, что это важная тема, и ее надо поднимать и понимать