Вот заметку написал. Выйдет на этой неделе в "Версии" (или "Нашей версии", она вроде так называется). сайта у них нет, или есть, но не работает.
Поэтому выкладываю тут целиком.
Осторожно: многобукв! Но заметка веселая, не заскучаете.
Николай Троицкий
Базар партийной суеты
(или Ярмарка тщеславия-2007)
Политическая партия - это товар, который надо сбыть покупателям/избирателям. А в товаре главное - упаковка. То есть форма, которая далеко не всегда соответствует содержанию.
Партии тоже часто пытаются выдать себя не за то, чем они являются на самом деле. Особенно много блефа по части обещаний и размашистых предвыборных перспектив на тему: «Вот если мы придем к власти». Но приходится идти навстречу ожиданиям электората. И потом - если не набивать себе цену, то можно отправиться прямиком в утиль.
Итак, с чем же выходят основные «купцы» на декабрьскую ярмарку 2007 года?
Товар лицом
«Единой России» - проще всего. У нее крепко сбитый, литой бренд - «Партия власти».
Предвыборная программа именуется простенько, но со вкусом - «План Путина». Всё из той серии, что в рекламе не нуждается.
А главное - товар соответствует вывеске.
В рядах ЕР состоит солидная государственная публика - министры, губернаторы, сенаторы, владельцы заводов, газет, пароходов. Они
Всё могут - и крышу починить, и дорогу построить, и национальный проект продвинуть
И Путин не всуе помянут. Надежные источники в Кремле подтверждают, что президент дал согласие посетить не только предвыборный съезд, но и еще ряд мероприятий «медведей», а также разрешил им использовать свой образ в наглядной агитации.
Не забывают единороссы и о «фьючерсных контрактах» с молодежью:
«Всероссийская политическая партия «Единая Россия» предлагает Вам принять участие во всероссийском проекте «Профессиональная команда страны», который одобрен Президентом России В.В.Путиным... Нашей развивающейся стране требуются инициативные, высокопрофессиональные, творческие кадры на всех уровнях управления, во всех отраслях. Сегодня Вы имеете шанс войти в элитный кадровый резерв страны».
Это не просто «купи-продай», а целый сетевой маркетинг. В духе нашего рыночного времени.
Правда, у «медведей» есть заметные трудности с идеологической маркировкой. Они сразу и правые, и левые, и центристы, выступают и за рыночную экономику, и за усиление роли государства. Такое впечатление, что ЕР хочет заполнить все торговые площади только своей продукцией.
Конечно, фирма «Единая Россия» предлагает добротный товар. Вот только как бы он не оказался скоропортящимся. Перефразируя латинскую поговорку tempora mutantur et nos mutamur in illis (времена меняются, и мы меняемся вместе с ними), можно сказать: власть меняется, и партии меняются вместе с нею.
12 лет назад в России уже была партия власти «Наш дом - Россия», ее поддерживал глава государства, а возглавлял премьер-министр Виктор Черномырдин. Но тот могучий бренд рухнул в одночасье, как только глава партии перестал быть главой правительства.
Торговцы воздухом
КПРФ тоже не приходится изощряться. Они торгуют ностальгией по СССР. Редкий народ не мечтает о возвращении «золотого века», и коммунисты готовы всячески этому поспособствовать.
Вот так, корявым языком плаката, обрисован в Программе партии сегодняшний день:
«Россия на трагическом перепутье. Нынешний правящий режим обманом и насилием пытается вернуть народы нашего Отечества к варварскому, примитивному капитализму. Это путь политической реакции и социального регресса, путь национальной катастрофы, ведущий к гибели российской цивилизации».
И только КПРФ способна спасти Отечество от гибели, указав правильный путь и заветную цель: «коммунизм как историческое будущее человечества».
Но тут, как говаривал один из основоположников партии Владимир Ленин, все «по форме правильно, а по существу - издевательство». Под коммунистической упаковкой кроется, выражаясь на понятном этой партии языке, «буржуазное нутро».
Актив КПРФ давно уже сдружился и сработался с тем самым «правящим режимом» и построенным им «варварским, примитивным капитализмом».
И пусть в Программе компартии среди главных целей числится «равенство, основанное на освобождении труда, на ликвидации эксплуатации человека человеком и всех видов социального паразитизма, на господстве общественных форм собственности на средства производства». И неважно, что лидер КПРФ Геннадий Зюганов чуть ли не ежедневно поминает в своих речах «людей труда».
Официальные российские коммунисты ни разу не поддержали ни одну из реальных забастовок этих «людей труда», требовавших повысить им зарплату. Не помогли ни делом, ни хотя бы словом. Компартия не сделала по этому поводу ни одного заявления. Ее руководители не проявили ни малейшей солидарности с «угнетенным рабочим классом» «ВАЗа», завода «Форд» во Всеволожске или пивоваренного завода Хайнекен в Санкт-Петербурге.
И правильно. У вождей КПРФ совсем другие классовые интересы. Но за долгие годы пребывания в коридорах власти они научились их хорошо скрывать. Так хорошо, что до сих собирают основной нектар с цветов протестного электората.
Пересортица
Гораздо сложнее приходится партии «Справедливая Россия». Строго говоря, никакого своего товара у нее нет. Она больше всего напоминает сооруженный на скорую руку павильон-новодел, куда собрали содержимое нескольких ликвидированных торговых точек. Конечно, партии, из которых собрали СР, добровольно самоликвидировались и слились в одну политическую организацию. Но суть дела от этого не меняется. Слишком уж разными курсами шли предшественники новых эсеров.
«Родина» осваивала ниву патриотизма и «здорового национализма». Суть и смысл Партии пенсионеров заключается в ее названии. Ну а Партия Жизни, которой ранее руководил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, запомнилась, в основном, инициативой в области защиты и сохранения выхухоли - ценного промыслового млекопитающего, занесенного в Красную книгу.
Из трех столь разнородных кусков можно, конечно, скроить или слепить нечто относительно цельное. Но выставлять на продажу этот товар лучше под новым наименованием.
Так оно и произошло. «Справедливая Россия» решила освоить не столько новый, сколько хорошо забытый старый бренд - «социализм». Правда, впрямую это слово в манифестах и программных документах не упоминается, но слишком явно подразумевается. Вот хотя бы под этим лозунгом:
«Мы - современная политическая партия, ставящая своей целью построение в России сильного социально ориентированного справедливого государства».
В таком же стиле выдержаны и партийные планы-приоритеты: искоренить бедность, восстановить социальную справедливость, обложить налогами богатых, вернуть прогрессивную шкалу налогообложения и так далее.
Упаковка мало чем отличается от той, которой пользуется КПРФ. Поэтому между двумя левыми партиями не могла не разгореться «битва за прилавок». Выиграет сражение тот продавец, чьей вывеске поверит избиратель. Пока у коммунистов получается естественнее, чем у эсеров - сказывается опыт и стаж идеологической работы. Единственный выход для гвардии Миронова - удушить конкурентов при помощи административного ресурса. Однако не он определяет правила игры на этом рынке.
ИЧП «Жириновский»
У ЛДПР - совсем простая стратегия. Так как это типичная партия одного человека, то господин Жириновский единолично решает, во что упаковывать свой товар. Сам себе политтехнолог, пиар-менеджер и купец. Действует он с размахом, на редкость изобретательно или, как нынче принято говорить, «креативно».
Меняет лозунги, как перчатки, жонглирует обещаниями, тасует предвыборные программы, словно колоду карт. Яркие ярлыки и наклейки невольно запоминаются, как профессиональные рекламные ролики - «Обмочим наши сапоги в Индийском океане», «Каждой женщине - по мужчине», «Мы за русских, мы за бедных». Такое впечатление, что Жириновский то ли сумел раскрыть секрет 25-го кадра, то ли овладел искусством политического гипноза на уровне Кашпировского (который, кстати, несколько лет состоял в думской фракции ЛДПР).
Соотносить дизайн бесчисленных упаковок от Владимира Вольфовича с действительным политическим курсом его партии - пустое занятие. Да покупатели/избиратели и не заморачиваются, не грузятся подобными пустяками. Они голосуют «по приколу». Это тоже своеобразная разновидность протестного электората, которую разыскал, воспитал и вырастил вождь ЛДПР.
Но Жириновский совсем не так прост. Под маской карнавальности скрывается твердый идеологический расчет: во всем и всегда держаться государственной линии. Даже более того: доводить эту линию до крайности, почти до абсурда, в своей поддержке официальной политики быть «правовернее римского папы». И именно в этом заключается секрет его выживаемости.
Недаром многие программные положения ЛДПР, которые лет 10 назад воспринимались как полет буйной фантазии, реализованы и осуществлены: отмена всенародных выборов губернаторов, укрупнение субъектов Федерации, фактическое превращение России из федеративного в унитарное государство.
Дело не в том, что власть прислушалась к Жириновскому. Просто он раньше других понял тенденцию и не побоялся об этом сказать. Ему вообще свойственно говорить открытым текстом то, что другие политики думают, но стесняются произнести.
Что ж, получается - игра стоит свеч.
Из-под прилавка
Ассортимент политических партий в России в последнее время заметно сократился. Тем не менее, помимо вышеперечисленных крупных «торговых домов» на электоральном рынке действуют немало мелких негоциантов.
Особенно много столпилось в так называемом «правом» секторе. Они предлагают редкий «колониальный товар» - демократию западного типа и либеральную идею. С кем-то из них - например, с «Гражданским союзом» - потребители пока толком не познакомились. Демократическую партию России (ДПР) - успели забыть. А главных конкурентов - СПС и «Яблоко» - надолго запомнили и знают слишком хорошо. Они, в основном, заняты тем, что выясняют отношения между собой. И большинство покупателей/избирателей не видят смысла участвовать в этой внутривидовой борьбе.
Однако есть и другой политический товар, который мог бы пользоваться массовым спросом - это идеи русского национализма и борьбы с инородцами. Его пытались выставить на продажу и в скрытом виде - с наклейкой «Очистим Москву от мусора», и прямо, без экивоков - «Россия для русских». Популярный бренд, который и раскручивать не требуется.
Но подобная продукция напрочь изгнана с рынка. Конечно, желающие могут приобрести ее из-под прилавка. Только пусть потребители политической контрабанды не удивляются, если с ними будут поступать по всей строгости закона.