Беслан

Sep 02, 2007 02:50

Страшная тема. Что-либо писать на эту тему - как по минному полю идти. Но я попробую. Боюсь, что не понравится никому - ни путинистам, ни их противникам. Но это обычное дело. Я привык.

Теракт и сопутствующая ему трагедия - это не стихийное бедствие, не природный катаклизм. Это продукт злой воли конкретных людей. И при ликвидации этой злой воли очень часто возникает жуткое, кровеносное противоречие - между личностью и государством, грубо говоря. Хотя что тут грубого? Именно так.

В чем главный упрек российской власти со стороны матерей погибших детей? Я только о них хочу говорить.
Оппозиционные политики и политтехнологи, взявшие на себя опеку над этими жертвами (я максимально корректно выразился) - к делу не относятся.
Так в чем упрек? Не уберегли. Не всех спасли.
А могло ли быть иначе? Теоретически - могло. Если бы высшие руководители России пошли на переговоры с террористами. Учли бы требования бандитов - я это слово употребляю не в эмоциальном ключе. Вооруженные люди, захватившие детей в школе 1 сентября - бандиты и есть.

Какие были требования у бандитов? Независимость Чечни, вывод войск. В этом роде. Опять-таки уберу все эмоции за скобки - требования не реалистичные, не реализируемые, утопические. Не - выпустить из лагеря Радуева или еще кого-то. Не - дать миллиард долларов. А - глобально и бессмысленно. В белый свет как в копеечку.

Почему возникли именно такие требования? Мы прекрасно знаем, почему. Это ноу-хау Шамиля Басаева, опробованное им в Буденновске. Тогда глава правительства собственной персоной разговаривал по телефону с бандитом. Чеченским боевикам это понравилось. Захотелось повторить.

Могла ли Москва повторить свою роковую ошибку? Нет, конечно. Это я опять - безоценочно. Не могло этого быть. Организаторы теракта должны были сами сообразить. Да и ситуация сильно изменилась по сравнению с "буденновским" периодом. Тогда бандиты могли диктовать свои условия с позиции силы (и снова я не оцениваю, только констатирую). В 2004 году уже никак не могли.

То есть, никакой альтернативы штурму школы не было. Путин, Мутин, Херутин, кто угодно - не мог отдать другого приказа. Ну о какой "независимости Чечни" или "выводе войск" можно было всерьез рассуждать?

Как прошел этот штурм - отдельная тема. Как уж получилось. Местные "отряды самообороны" сильно мешались под ногами - это факт. "Кровавые силовики" тоже понесли потери, между прочим. Правда, об этих потерях не принято вспоминать в кругах борцов с "кровавой гебней". Ну да ладно. Не хочу на этом заострять внимание. Хотя тоже - люди.

К великому сожалению, при штурме без жертв среди заложников не обошлось. Погибли дети. Это ужасно. Это самое страшное, что бывает в жизни. Не хочу больше ничего об этом говорить.
Но альтернативы не было. Государство не может себе позволить капитулировать перед кучкой бандитов, за которыми нет никакой реальной силы. Никакое государство! Никогда. И нигде.

Это невозможно объяснить матери, потерявшей своего ребенка. И не надо.

Но ведь те люди, которые взяли на себя опеку над этмми обезумевшими женщинами, не могут не понимать реальности. Так что должен был сделать "кровавый тиран" Путин по их мнению? Какие у верховного главнокомандующего могли быть другие варианты? Признать независимость Чечни?

Тяжелая и гнусная работа - возглавлять государство. Всех погибших граждан повесят на президента. Но мне его не жалко. Хрен с ним.
Жаль, безумно жаль - тех, кто потерял близких. Царствие им небесное. Я их помянул уже как умел.
И жаль тех, кто - как бы это сказать? - превращают человеческую трагедию в актуальный повод напомнить о себе.

Вот примерно так. Простите, если я кого обидел.

филозофия, Беслан, кровавая гебня

Previous post Next post
Up