Хороший спектакль в хорошем театре

Apr 05, 2015 11:24



Это один из лучших современных московских, а то и российских театров - Студия театрального искусства. Там не выпендриваются режиссеры, не придумывают бредовых инсталляций, не инсценируют телефонную книгу или протоколы судебных заседаний, там занимаются искусством. Под руководством одного из лучших сегодняшних режиссеров - это Сергей Женовач, который не использует драматургию для одноразовых экспериментов, а работает с ней всерьёз. Теперь это уже мало кто из режиссеров умеет делать.

Театр расположен в историческом месте - тут когда-то был театр при фабрике, которой владел Константин Сергеевич Станиславский, тот самый, он был фабрикантом вплоть до 1917 года, и рабочие его предприятий никак не могли понять за каким хреном им нужна "пролетарская революция", но поддались на общую побудку, по инерции даже бастовали, хотя сами же недоумевали, зачем им это нужно. Ну да черт с ними, с рабочими, их большевики заставили сделать свое черное дело, теперь их не осталось вообще. А театр на том же самом месте возродился.

Вчера я смотрел там спектакль "Самоубийца", пьеса Николая Эрдмана. Поставили, похоже, впервые после знаменитой постановки театра "Сатиры", с которой я невольно сравнивал новый спектакль.
Но сравнивать не надо, хотя постановки вполне равноценны, просто вечно актуальная пьеса великого комедиографа Эрдмана, которому советская власть запретила писать комедии, чем нанесла огромный ущерб искусству, звучит сегодня по-другому, чем 30 лет назад.

Вот что я писал в те поры:
Насмешка над жалкими потугами интеллигенции на героизм - и сквозь это серьезный вопрос о судьбах интеллигенции в советском государстве. Удивительная параллельность времени действия пьесы - 1930 г., конец НЭПа и нашего времени снимает всякую дистанцию и помогает живо реагировать на действие пьесы.
Плучек выстроил блистательный сатирический спектакль - по своим контурам, возможно, восходящий к мейерхольдовскому "Мандату"... Сквозь комическую оболочку проглядывает неожиданно серьезная, даже трагическая тема: интеллигенция и советская власть.
Ну и там еще
Тот спектакль был сперва запрещен, затем разрешен, но в тексте Эрдмана были сделаны небольшие купюры.

Сергей Женовач, слава богу, режиссер не политизированный, не адепт "концептуального", обычно тупого и примитивного, театра. Он поставил пьесу во всей ее глубине.
Однако невольно звучит сильный мотив - пародия на нашу оппозицию, готовую устроить митинг или "шествие памяти" по любому поводу, чтобы поднять на знамена, на хоругви любой удобный и актуальный труп, извините. Им неважен человек, им нужен повод для спекуляции и пиара - чем и занимаются Гранд-Скубик и др. в пьесе Эрдмана, пытаясь спекулировать на предполагаемом самоубийстве ничтожного обывателя Подсекальникова, пытаясь раздуть это событие до уровня политической акции.
Очень похоже на наших "болотно-белоленточных"! Возможно, так получилось невольно, случайно, потому что Эрдман гениально предвидел деградацию нашей так называемой оппозиции, и режиссер не рвался выпячивать эту мысль, и особенно забавно, что на спектакле присутствовала и восторженно, от всей души хохотала "болотно-белоленточная" Лия Ахеджакова, однако, видимо, искусство для нее оказалось важнее политической дребедени, и она, поднявшись над митинговой суетой, просто не могла не отдать должное мастерству режиссера и актеров.

Женовач очень жестко построил действие, прижав его почти к самой рампе, к которой подступает двухэтажная галерея дверей, типичных старых дверей из домов особнячно-барачного типа.
В отличие от Плучека, Женовач не устраивает бытовых феерий, и банкет-прощание, живой Подсекальников в гробу, и бытовые сцены первой половины первого акта (а завязка у Эрдмана все-таки слишком затянута, уж простите) - всё выстроено условно, лаконично, аскетично, без сантиментов, на краешке сцены, как на последнем пятачке земли, оставленном советской властью запуганным, затравленным обывателям, которым надо покончить с собой, чтобы начать жить полноценно. Эта тема обыграна в пьесе и в спектакле и комично, и драматично, и это совмещение особенно виртуозно демонстрирует Вячеслав Евлантьев, который играет главную роль.
Он даже в чем-то лучше и сильнее, чем незабвенный Роман Ткачук, не как актер вообще, а в данной роли - просто Евлантьев молод, и это усиливает все акценты: из жизни собрался уйти не пожилой испитой мужчина, а молодой человек в самом расцвете сил, оказавшийся лишним, бесполезным в России, не нужным никому, кроме стервятников из числа "борцов с режимом".

Другие исполнители тоже хороши, хотя про Евгению Громову, очень привлекательную молодую актрису, не скажешь того, что я когда-то написал: Жена - Т. Васильева - самое чистое и светлое в общей гамме спектакля. Несчастная женщина нежно, как к ребенку, относится к мужу. Может быть, единственный положительный персонаж. Ну так опыта и стажа пока такого нет.

Всех остальных сравнивать со старой "сатировской" гвардией не хочу. Слишком разные трактовки. Вот только Виктор Викторович, писатель (так персонаж обозначен у Эрдмана) - какой-то безликий, неразличимый, что жаль. Ну да это мелочь.
Спектакль превосходный. Мало в нашем театре таких осталось "полноприводных", серьезных работ с классической драматургией

театр, прекрасное, литературное

Previous post Next post
Up