Типо история ленинградских театров

Jun 23, 2014 14:55

Предыдущий сюжет
История краткая - потому что мне лень писать много и длинно. Неполная - потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая - потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг - 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.

Театры названы ленинградскими по той простой причине, что в санкт-петербургских я так до сих пор и не бывал.



Это Александринка, которую я знал как Ленинградский театр имени Пушкина. С него и начнем.
Я застал этот театр со славной историей, видимо, в самой нижней точке его падения.
В юности по телевизору видел несколько хороших и интересных его спектаклей, но когда приехал на целый месяц в Питер, посмотрел два спектакля живьем. Зал был полупустой, постановки - посредственные, хотя не ужас-ужас.
"Плоды просвещения" были скучноваты, а спектакль под названием "Пока бьется сердце", про хирургов, был замечателен тем, что главную роль играл Игорь Горбачев, замечательный актер, заодно числившийся художественным руководителем театра, что не шло на пользу, так как далеко не всякий актер способен руководить.
В общем, было ощущение нестыковки, несовпадения между роскошной архитектурой, богатством интерьеров и бедностью сценического содержания.

БДТ или Большой драматический театр. Сейчас он носит имя Георгия Товстоногова, а в те годы Товстоногов творил и созидал на его сцене свой мир, свою вселенную.
Мне посчастливилось увидеть очень много его спектаклей, и в тот месяц, что я провел в Ленинграде на практике, и во время гастролей театра в Москве.
Товстоногов - великий режиссер, один из трех столпов советского театра второй половины ХХ века, наряду с Эфросом и Любимовым. Бывали у него и проходные постановки, к дате, для галочки, например "Перечитывая заново" про Ленина, где роль Лукича играл Кирилл Лавров, были неудачи, которые оказывались интереснее, чем удачные спектакли середняков.
Были и грехи. Не терпел Товстоногов даже намека на конкуренцию и выжил из театра Сергея Юрского, когда тот стал заниматься режиссурой. В результате Юрский "эмигрировал" в Москву, но так и не стал большим режиссером, лучше бы занимался только своим прямым актерским делом.
А Товстоногов в своих шедеврах вроде "Истории лошади" был неистово и немыслимо гениален, если можно так выразиться, и у него были удивительные актеры - Евгений Лебедев, Олег Борисов, Владислав Стржельчик, Николай Трофимов, Эльвира Попова, Людмила Макарова, Олег Басилашвили... да перечислить всех места не хватит.

Про спектакли БДТ я много писал в дневниках
Литературная мешанина и осуждение Товстоногова
Дядя Ваня из Ленинграда
Амадеус. Бенефис Стржельчика

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Ревизор. Мещане. История лошади. Тихий дон. Три мешка сорной пшеницы. Пиквикский клуб. Ханума. Дядя Ваня. Амадеус. Кроткая

Малый драматический театр. Сейчас он называется Театр Европы. Там работает Лев Додин, еще один по-настоящему великий режиссер.
Спектакли МДТ я видел только в Москве на гастролях, и не так уж много. Кроме потрясающего цикла по Федору Абрамову - "Братья и сестры" и "Дом", еще спектакль по пьесе А. Галина "Звезды на утреннем небе", о проститутках, высланных за 101-й километр во время московской Олимпиады 1980 года.
Душещипательная мелодрама выделялась по тем временам еще тем, что несколько актрисы выходили на сцену топлесс, в том числе красотка Ирина Селезнева, уехавшая вскоре в Израиль с мужем Максимом Леонидовым.
Братья и сестры. Эпопея-шедевр. Первая часть
Братья и сестры. Эпопея-шедевр. Вторая часть

Театр имени Ленсовета. Аналогично видел его спектакли только на гастролях в Москве. Будучи в Ленинграде, попасть не смог, как ни пытался, в театре был аншлаг и наглый зажравшийся администратор, не пускавший студентов театральных вузов.
Театр жил, пока им руководил Игорь Владимиров, который всегда напоминал мне Андрея Гончарова из Маяковки - такой же крепкий профессионал, но несколько топорный, создатель ярких, эффектных постановок, которые украшала Главная Звезда - великая Алиса Фрейндлих.
Живьем я ее видел лишь один раз, в постановке "Люди и страсти", композиции по пьесам немецких драматургов от Шиллера до Фейхтвангера, это было замечательно.
"Трехгрошовая опера" без Алисы Бруновны, но со starring Михаилом Боярским, была средней и не слишком интересной, Плучек с Андреем Мироновым поставил намного лучше.
Вот, собственно, два спектакля, виденных мною вживую. Еще несколько в телевизионном формате, опять-таки с Фрейндлих, которая могла вытянуть даже очень слабую вещь.
Потом Владимиров умер, Алиса Фрейндлих ушла в БДТ, и театр имени Ленсовета кончился
Про Трехгрошовую оперу

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Укрощение строптивой. Люди и страсти

Театр имени Комиссаржевской.
По-своему замечательный театр, не слишком широко известный за пределами Ленинграда. Гастролей его в Москве не помню. В Питере посмотрел два спектакля из трилогии А.К. Толстого, которая там была впервые поставлена целиком, "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис" - эту трагедию вообще больше никто не ставил, по-моему.
Очень хороший, тонкий и умный режиссер Рубен Агамирзян, прекрасные актеры, которых никто не знает, например, Сергей Ландграф, Владимир Особик, а фамилии других я и сам, честно говоря, не помню.
К сожалению, не успел посмотреть больше, так как поздно открыл для себя этот театр, и должен был вскоре уезжать домой.

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Царь Борис

Театр Комедии
А тут мне сказать практически нечего. Смотрел там один спектакль, "Незнакомец", пьеса Леонида Зорина, ставил Роман Виктюк, а получился полный пшик.

Резюмирую.
В 70-е - 80-е годы за счет Товстоногова, Додина и созвездия великих актеров и актрис театральный Ленинград мог на равных соревноваться с театральной Москвой. Как сейчас обстоят дела с питерским драматическим театром - не знаю. Зато знаю точно, что в области оперы и балета Мариинка, б. Кировский на двести очков опережает умирающий, загнивающий Большой театр.
Большим театром я и завершу эту рубрику

Краткая, неполная и однобокая типо история московских театров

театр, история

Previous post Next post
Up