Типо история московских театров. МХАТ

May 30, 2014 13:37

Предыдущий сюжет


История краткая - потому что мне лень писать много и длинно. Неполная - потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая - потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг - 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.



Знаю, что сегодня он снова называется МХТ, как в самом начале. Не выговорить, да и вообще глупое пижонство. МХАТ - это бренд. И не надо было корёжить славное название.
Рассказывать историю Московского Художественного Общедоступного, а затем Академического театра я не буду. Это тема для многих книг и монографий, в свое время я тоже этой темой интересовался, много читал, изучал, могу хоть завтра лекцию прочитать часа на полтора, но тут зря тратить место не хочу.
К 70-м годам ХХ века детище Станиславского и Немировича-Данченко дошло в сильно потрепанном, попорченном виде. За это время гениальную Систему Станиславского превратили в догму, совершенно ее не понимая, а театр - в очередной музей, почти безжизненный, нечто вроде музея ходячих восковых фигур.
Впрочем, отдельные спектакля МХАТа 50-х и 60-х годов я видел, снятые на пленку, и хочу заметить, что ниже определенного уровня театр не опускался, а великие МХАТовские старики - Грибов, Яншин, Кторов, Борис Ливанов, Прудкин и многие другие - то и дело создавали на его подмостках актерские шедевры.

И еще. В мое время МХАТ был, как дракон - о трех головахсценах. Правда, самая первая, историческая (фото в самом верху) головасцена долго реставрировалась, и играли на новой (фото посредине) и вот на этой (фото ниже). Теперь там Театр Наций, где рулит Евгений Миронов, больше ничего о нем не знаю.


В 1973 году, незадолго до того, как я начал много ходить в театр, во МХАТ из Современника пришел Олег Ефремов, его туда назначили, чтобы он вдохнул жизнь в театр - национальное достояние.

Это опять-таки старый МХАТ, архитектурный шедевр Шехтеля


Ефремову досталась гигантская, безбожно разбухшая, распухшая труппа, к которой он добавил еще с десяток мастеров, пришельцев из Современника.
В эдакую махину жизнь вдохнуть было нереально, хотя в репертуаре наряду с музейно-экспонатными, типа полумертвых "Трех сестер", которые мне случилось видеть, стали появляться живые, современные спектакли и классика, и актуальные производственные драмы. Но в них была занята сравнительно небольшая часть труппы, остальной балласт тоже надо было куда-то девать, их занимали в каких-то второсортных постановках, они получали свою зарплату, но все равно были недовольны.
Ефремов всех бы их охотно выгнал, но гуманный советский КЗОТ не позволял. Значит, надо было делиться и размножаться.
Поделить театр позволили только в период перестройки. Это был очень громкий скандал, с руганью и битьем посуды, как при разводе, с разжиганием межнациональной розни и антисемитскими выпадами, так как на стороне Ефремова оказались, как назло, Смелянский, Шатров, Гельман, да еще и Рощин. Татьяна Доронина - с которой я, вопреки лживым уверениям мальгина, никогда в жизни не общался, вела себя неприлично. Ну да замечательной актрисе можно.

Кончилось всё узаконенным расколом. Татьяна Доронина возглавила Новый МХАТ, ставший имени Горького, там я ни разу не был, и мне нечего о нем сказать.



Старый МХАТ и лучшую часть труппы сохранил Ефремов. Не сказать, чтобы театр возродился или как-нибудь возвысился, но там всегда было что просмотреть. Олег Николаевич был гениальным, неповторимым актером, а режиссером просто хорошим, одаренным, но, скажем так, не всегда интересным и оригинальным. Зато он широко раскрывал двери своего театра для других режиссеров, самых лучших, был абсолютно чужд профессиональной ревности, не боялся конкуренции, у него во МХАТе создавали шедевры и Анатолий Эфрос, и Лев Додин, ставили Темур Чхеидзе, Марк Розовский, Лилия Толмачева, да всех не припомнить.
Не все спектакли были равноценны, но скучно не было, и в 80-е годы МХАТ продолжал оставаться в эпицентре зрительского и критического внимания.
Насколько мне известно, эстафету у Ефремова принял Олег Табаков и не подвел предшественника. МХТ и сейчас живее всех живых, там даже случаются хэппенинги и скандалы, ну и прекрасно

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Обвал. Иванов. Чайка. Дядя Ваня. Перламутровая Зинаида. Все кончено. Тартюф. Кроткая.

Обвал. Спектакль
Иванов со Смоктуновским
Чайка Ефремова
Так победим
Амадей с Табаковым
Дядя Ваня
Как делили МХАТ

Краткая, неполная и однобокая типо история московских театров

театр, история

Previous post Next post
Up