Типо история московских театров. Театр имени Станиславского

May 18, 2014 18:25

Предыдущий сюжет


История краткая - потому что мне лень писать много и длинно. Неполная - потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая - потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг - 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.

В 70-е годы ХХ века, когда театров Москве было мало, в узких кругах, связанных с Мельпоменой, говорили: три столичных театра, носящие самыми славные имена - имени Пушкина, имени Гоголя и имени Станиславского - самые бездарные и бессмысленные.

До поры до времени так оно и было, хотя и не совсем. Театру имени Пушкина я посвящу отдельный пост. Про театр имени Гоголя мне сказать и написать нечего, я туда в советское время практически не ходил, видел только два спектакля на малой сцене (а сейчас там Серебренников, что само по себе ужасно).
А вот театр имени Станиславского заслуживает особого разговора. Он и до 70-х годов не всегда был "унылым говном", там попадались и неплохие постановки вроде "Антигоны" Ануя, но в целом это было весьма унылое заведение.
Как вдруг случилось чудо. В конце рубеже 70-х годов, с легкой руки замечательного актера и педагога Андрея Алексеевича Попова, в театре стали ставить спектакли Анатолий Васильев, Борис Морозов и Иосиф Райхельгауз, один гений (Васильев, о котором уже написаны монографии, и еще будут написаны, это уникальный режиссер особого, неповторимого стиля) и два крепких профессионала, не лишенных таланта, хотя и неровных, но всегда интересных.
Театр ожил, туда потянулись зрители, заполнялся зал, "Васса Железнова. Первый вариант" и "Взрослая дочь молодого человека" стали настоящим явлением в истории отечественного театра.

Но это продолжалось недолго. Через пару лет всё заглохло. Васильев и Морозов в театре имени Станиславского не задержались. И театр вернулся в привычное состояние, в болото серой рутины, и даже блестки прочти не проступали сквозь тину. И не верилось, что здесь в какой-то момент творилось высокое искусство.
Схлынул оттуда и зритель, и зачем этот театр существует все последующие годы, решительно непонятно.

Типо лучшие спектакли, которые я видел
Васса Железнова, первый вариант. Взрослая дочь молодого человека. Брысь костлявая брысь. Сирано де Бержерак.

Женитьба Белугина
Антигона Ануя
Васса Железнова. Первый вариант
Взрослая дочь молодого человека
Брысь костлявая и Сирано де Бержерак
Не был, не состоял, не участвовал

Краткая, неполная и однобокая типо история московских театров

театр, история

Previous post Next post
Up