Октябрь-1993. Штурм

Oct 03, 2006 22:17

Этот штурм отличался горьким и трагическим проявлением типично русского "коктейля" негодяйства с распиздяйством. Извините за грубое матерное слово, но другого тут применить нельзя. Полный бардак, и обстрел - почти такой же, как русский бунт очень бессмысленный и для многих ставший беспощадным.
Далее буду краток. Слишком много сказано и написано. Итак, несколько воспоминаний и соображений.
Защитники. Они делились на вооруженных и невооруженных. Вооруженных было много, вооружены они были - повторю свои впечатленния - плохо. Отличались бессмысленной и бестолковой агрессивностью. Штурм продолжался так долго во многом и по их вине. Из-за одного из них, лихого казачка с дурацким ружьем, расположившегося на 6 этаже, чуть не подстрелили меня. Ну да это неважно. Они как будто не понимали, что сопротивление невозможно. Уверен. что среди них было немало "засланных казачков" и провокаторов. Которые вовремя исчезли.
Кроме того, в Белом доме находилось огромное количество мирных граждан - сотрудников всяких канцелярий, отделов, подотделов, явившихся на свои рабочие места, как только сняли оцепление.
На этих мирных граждан было всем наплевать. И вооруженным защитникам, и нападавшим.
Нападавшие. Даю руку на отсечение, и даже обе руки, что ПЕРВЫМИ НАЧАЛИ СТРЕЛЯТЬ ТЕ, КТО АТАКОВАЛ БЕЛЫЙ ДОМ СНАРУЖИ. Среди нападавших были и странные вооруженные люди, одетые в джинсы и не по форме. как ни крути, это были точно такие же незаконные вооруженные формирования, как и те, что сидели в Белом доме.
Тут я свидетельствую о том, что видел своими глазами. Штурм, точнее обстрел, начался очень рано, примерно в 7 часов, без всякого предупреждения. Просто подъехали, высыпали из боевых машин и принялись стрелять. Весьма эффективно и метко. Трупов было много, я лично видел несколько десятков.
Элементарный ход - окружить здание тесным кольцом, и через громкоговорители предложить сдаться (если боялись, то можно было это сделать, не выходя из БТРов) и хотя бы дать возможность выйти тем, кто не намерен был сопротивляться, гражданским людям, не имеющим никакого отношения к властной разборке - никому с "ельцинской" стороны и в голову не пришел. Вышли бы почти все. А с теми, кто остался бы, разобрались бы как хотели. Нет. Не было такого.
Начался идиотский многочасовой обстрел. При этом между атакующими не было никакой согласованности. Полный бардак. Я сам помню: вовнутрь вошел парламентер, уже ближе к вечеру, наконец, предложил вывести женщин, мирных людей и детей (там, внутри были и дети!), с ним договорились. Но как только этот парламентер вышел, вновь застрекотали автоматные очереди, и их интенсивность даже повысилась.
Танки. Они обстреливали верхние этажи, где не было людей. Смысл этих выстрелов так и остался для меня непонятным. Запугать? Но куда уж было больше запугивать? Все и так были запуганы до беспредела.
Краткий итог. Слушая воспоминания участников и свидетелей того противостояния, я пришел к удивительному, даже парадоксальному выводу. Не все, но многие представители противостоявших лагерей, с одной стороны - Руцкой, анпиловцы, прочие радикальные коммунисты и тому подобные личности, а с другой стороны - всякие демократы и грячие сторонники Ельцина, сходятся в одном: и тем, и другим выгодно сейчас преувеличить опасность исходящую из Белого дома. Одним - чтобы оправдать жесткие и кровавые действия их кумира, другим - чтобы возвеличить себя и свою роль "защитников Конституции". Кроме того, вторым очень не хочется признаваться нам и самим себе, что 3-4 октября их ловко провели, как дурачков, спровоцировали на идиотские инсургентские действия типа штурма полупустой, никому не нужной мэрии и похода на Останкино, загнали в ловушку, а потом прихлопнули.
Повторю в который раз: никакой опасности настоящей, полномасштабной гражданской войны тогда не было. Пусть ни коммунисты, ни ельциноиды не обольщают себя искусами задним числом. Сидельцев Белого дома не поддержал по большому счету никто, они были обречены. И разобраться с ними можно было быстрее и без крови. Все силы и средства у ельцинских спецслужб для этого имелись. Но желания не было. Всё. Тема закрыта.
Завтра - траурный день. Поминаем, а не оскверняем память погибших.

Белый дом

Previous post Next post
Up