Синдром независимости

Aug 27, 2009 13:30

Отметился в хохлодискуссии
Так сказать, к прошедшему дню рождения желторотого украинского государства.
Постарался быть взвешенным и непредвзятым. А в силу необходимой краткости не посчитал нужным разжевывать каждую мысль "для тупых". Кто не понял - я не виноват.
При сокращении в одном месте текста пропал смысл, но в целом всё сохранили, надо отдать им должное.

В связи с тем, что многие сайты приказали долго жить вместе с моими заметками, вынужден сохранить этот текст здесь

Синдром независимости
Отношения между Россией и Украиной обострились до предела. А то и до беспредела.

Президенты двух “братских” республик вступили во взаимную дипломатическую перебранку. Суть ее сводится к констатации того, что “напряженность зашкаливает”, причем оба солидарны в этой оценке. Только Дмитрий Медведев утверждает, что “официальный Киев занял откровенно антироссийскую позицию”, а Виктор Ющенко с этим утверждением не соглашается.

Впрочем, украинский лидер не опровергает ни одного из фактов, которые его российский коллега приводит в обоснование своего мнения: продажа оружия Грузии, агрессивное насаждение украинского языка в ущерб русскому, героизация троицы сомнительных персонажей Мазепа - Петлюра - Бандера и так далее.
Как говорится, главы государств обменялись мнениями, и каждый остался при своем. И для обеих позиций есть основания.

Украина очень молодое суверенное государство. Вот и ведет себя как подросток, почувствовавший себя взрослым: норовит оторваться от опостылевшего “старшего брата” (читай - России) и пуститься во все тяжкие - пить-курить с “большими дядями” (читай - США, НАТО и Евросоюз), которые внушают юнцу, что ему теперь можно все, а на самом деле хотят использовать его в своих целях.
С другой стороны, “старший брат” никак не может смириться с тем, что “младшенький” отделился, пытается на него давить, воздействовать при помощи газовой трубы, читает нотации, не признает равным партнером в международных отношениях. В ответ получает отпор с элементами государственного “юношеского максимализма”.
Все по третьему закону Ньютона: сила действия равна силе противодействия.

Власти Украины действительно пытаются возвести строение собственной государственности. И приходится это делать с нуля. Задним числом сооружать историю. Вот и идут в ход сомнительные “стройматериалы”. А солидной державе не к лицу мериться славным прошлым с государственным “растущим организмом”.
Похожая история и с языком. Официальный Киев исходит из того, что рiдна мова находится на грани вымирания, вот и насаждает ее со страшной силой.

Правда, Украина претендует на статус европейской страны. Но в таких странах данный вопрос решается совсем другими способами.
В Финляндии, например, проживает всего около 6% шведов, но шведский язык является государственным наряду с финским, и это несмотря на пять веков настоящего угнетения шведами финского населения, какого со стороны “москалей” и близко не наблюдалось.
А в Бельгии на 60% фламандцев приходится 40% франкоязычных валлонов. В результате королевство в 1993 году превратили в федерацию с двумя равноправными языками.
На Украине ситуация ближе к бельгийской, чем к финской. Но руководители ее приходят в ужас от одной мысли сделать равноправными русский и украинский языки.

Что ж, можно хотя бы не истреблять русский язык в тех регионах, где большинство населения считает его родным. России надо действовать тоньше и не вмешиваться в эти дела. Иначе при грубом давлении можно нарваться лишь на такое же грубое администрирование. Тем более выучка у украинских чиновников та же, что у российских, их руки и мозги заточены под топорную работу.

Не все так просто и с чужими “большими дядями”, а именно с НАТО и ЕС.
Вступление в Европейский союз и неизбежное введение визового режима с Россией может привести экономику незалежной соседки к полной катастрофе. Но это такая неопределенная и отдаленная перспектива, что можно о ней пока не думать.
Что же касается НАТО - военного блока, то в Конституции Украины записано, что она - нейтральное государство. Раздел Конституции, где это записано, можно поменять только референдумом. Было бы логично, чтобы такие решения принимались большинством от списочного состава всех избирателей, иначе лучше не заикаться о демократии.

Для этого нужен консенсус в обществе. А чего нет, того нет. Украина не консолидирована, расколота, расщеплена. И в таком же положении находится ее властная элита. Грызня - а иного слова тут не подобрать - между президентом Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко уже вошла в поговорку. И нет сомнений, что в преддверии президентских выборов, назначенных на январь следующего года, этого раскола им не преодолеть.
Виктора Ющенко свои же политологи называют “хромой уткой”, то есть политиком, не имеющим шансов на продолжение карьеры. Согласно всем социологическим опросам, его рейтинг не достигает и 5%.
Скорее всего, это и заставляет президента хвататься за националистическую карту - пытаться сплотить нацию вокруг себя в борьбе с внешним врагом, якобы покушающимся на суверенитет.

Наблюдатели высказывают мнение, что “нелицеприятное”, по его собственным словам, послание президента Медведева украинскому коллеге может повысить рейтинг последнего, а это как бы не в интересах Москвы.
Однако политика - дело хитрое, и в ней не всегда принято идти прямым путем. Не исключено, что российским руководителям выгодно невольно помочь повысить рейтинг “антироссийскому” Ющенко, чтобы не позволить чрезмерно усилиться его конкурентам.

Наконец, помимо этих иезуитских хитростей есть и реальная проблема - Севастополь и Черноморский флот.
Все та же украинская Конституция не допускает пребывания иностранных войск на незалежной территории, хотя для российского флота сделано исключение - до 2017 года. Потом его придется из уютной севастопольской бухты выводить.
Или не придется? Любое межгосударственное соглашение можно продлить. Если между государствами складываются дружеские или хотя бы нормальные отношения. А с этим - большая беда.

Дмитрий Медведев прямо сказал в своем обращении:
“Я уверен, что многогранные связи России и Украины обязательно вернутся, но на качественно новый уровень - на уровень стратегического партнерства. И такое время не за горами.
Надеюсь, что новое украинское руководство будет к этому готово”.
Иначе говоря, ставка сделана на то, что при следующем украинском президенте отношения могут улучшиться.

Но пока не до этого. Некоторые московские деятели продолжают напоминать о том, что Севастополь был городом федерального подчинения, не входил в УССР, а потому, дескать, не входит и в независимую Украину. Это чушь с международно-правовой точки зрения, так как при заключении в 1997 году Большого договора между нашими государствами никаких оговорок относительно Севастополя сделано не было. И точка.
В политике между словами и делами - дистанция огромного размера. Заявлять “Севастополь - русский город” - это вовсе не значит выслать десант для захвата военно-морской жемчужины Крыма. Но в Киеве не все понимают разницу. Или делают вид, что не понимают.

Есть два варианта развития событий. Украинская государственная “болезнь роста” или примет вялотекущий характер, или пройдет. И лечить этот недуг придется не только из Киева, но и из Москвы.
Николай Троицкий

Украина, размышлизмы, заметку нопейсал

Previous post Next post
Up