Предыдущий герой Basilica Papale di Santa Maria Maggiore. Собор Санта Мария Маджоре. Рядом с ним я жил в один из приездов и обошел собор сверху донизу, там в подвале интересный музей.
Строго говоря, это кусочек Ватикана, а не Италия. Католическая церковь на Эсквилинском холме в Риме, одна из четырёх папских базилик (Basilica Papale), имеющая титул Великой базилики. Посвящена Деве Марии Снежной. Входит в список семи римских паломнических базилик.
С основанием этой церкви связана легенда XIII века. В IV веке трём людям: папе Либерию, римскому патрицию Иоанну (Джованни) и его жене, явилась во сне Дева Мария. Патриций и его жена были бездетны, и много лет молились о рождении ребёнка. Дева Мария во сне сказала патрицию, что ниспошлёт ему долгожданное дитя, если он выстроит церковь на холме Эсквилин, на том месте, где на следующий день обнаружит снег. Наутро патриций поделился сном с женой, и оказалось, что она видела тот же сон. Вместе патриций и его супруга отправились к папе, и тогда выяснилось, что Дева Мария явилась и ему, и сказала во сне о необходимости строительства новой церкви и об указующем место снеге. Было 5 августа 352 года (или 358 года), жаркое римское лето, когда папа Либерий, патриций Иоанн и его супруга в сопровождении процессии духовенства отправились на Эсквилин. На холме, среди зелени, лежал чистый белый снег. Немедленно была на этом месте заложена церковь. Само событие получило название «чудо о снеге», и в честь него церковь (а позднее и множество других в других странах) была названа в честь Девы Марии Снежной (итал. Madonna della Neve).
По преданию, план базилики на Эсквилинском холме прямо по выпавшему снегу начертил папа Либерий, отсюда ещё одно название: Либериева базилика. На самом деле строительство осуществлялось в 432-440 годах при папе Сиксте III, спустя год после Эфесского собора, осудившего учение Нестория, архиепископа Константинопольского (428-431), утверждавшего, что Деву Марию не следует называть Богородицей, поскольку у Бога не может быть матери. Поэтому церковь была посвящена Богоматери и последующие донаторы (дарители), главным образом в лице римских пап, «вкладывали значительные средства в произведения искусства, прославляющие Деву Марию как мать Иисуса Христа. Отсюда триумфальный смысл, который со временем обрело название „Санта Мария Маджоре“»[3][4]. Согласно Пространному житию равноапостольного Кирилла IX века, папа римский принял «книги славянские, освятил и положил их в церкви святой Марии, называемой Фатан», то есть в храме Санта Мария Маджоре[5], что означало одобрение римской курией созданного для славян письма[6].
В XII веке при Евгении III был значительно перестроен портик юго-восточного фасада церкви. Затем последовали перестройки и расширения храма в XVI в. при Григории XIII и в XVIII в. при Бенедикте XIV. Кампанила (колокольня), самая высокая в Риме (75 м), была возведена в 1377 году повелением папы Григория XI. В XVII-XVIII веках при Клименте X и Клименте XI была значительно перестроена апсида.
Базилика Санта-Мария-Маджоре занимает уникальное место в градостроительной концепции папского Рима. От неё лучами расходятся главные осевые магистрали города: на северо-запад через «Улицу четырёх фонтанов» вплоть до церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти и холма Пинчо, на юго-восток до церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме и южнее - к Латеранской базилике. В свою очередь, с противоположных концов города через улицы, проложенные согласно плану Павла III (1534-1549) и его преемников, виднеется колонна на Площади Санта-Мария-Маджоре перед церковью, служащая своеобразным ориентиром для паломников[7]. В течение первого года понтификата Сикста V (1585-1590) архитектор Доменико Фонтана проложил от базилики Санта-Мария-Маджоре прямую улицу Феличе (по имени Папы: Феличе Перетти ди Монтальто) до церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти (сейчас Виа Систина). В следующем году возникли сквозные перспективы: Сантиссима-Тринита-дей-Монти - Пьяцца дель Пополо - Сан-Джованни-ин-Латерано - Санта-Мария-Маджоре.
В центре площади Санта-Мария-Маджоре в 1613 году повелением папы Павла V по проекту Карло Мадерна на высоком постаменте установлена высокая каннелированная колонна коринфского ордера высотой 14,5 м (вместе с постаментом). На её вершину поместили бронзовую статую Мадонны с Младенцем (работа скульптора Ж. Бертело, 1614). Это единственная сохранившаяся из восьми колонн базилики Максенция-Константина на Римском форуме (начало IV в.).
Базилика Святой Марии сохранила раннехристианскую ориентацию: главный вход расположен с востока, а алтарная часть находится в западной оконечности нефа. В 1743-1761 годах Фердинандо Фуга перестраивал главный фасад базилики в стиле позднего римского барокко. Он встроил между двумя симметричными корпусами двухъярусную беломраморную лоджию, нижний ярус которой по итальянской традиции называют портиком. На внутренней стене верхнего яруса, представляющей собой старый фасад церкви, он сохранил мозаики XIII-XIV в., которые частично видны с площади через огромные арочные проёмы. Лоджия некоторое время, до возведения базилики Святого Петра и перенесения папской резиденции из Латерана в Ватикан, выполняла функцию «Лоджии Благословений» (Loggia delle Benedizioni), аналогично той, что имеется в соборе Святого Петра в Ватикане, с которой Папа произносит апостолические послания «Urbi et Orbi» (Городу и Миру). Ныне на лоджию можно подняться по ступенькам боковой лестницы. Мозаики лоджии делятся на два регистра. В верхнем представлены Христос Пантократор на троне с четырьмя ангелами (мозаика Ф. Русути по оригиналу П. Каваллини, 1290), ниже изображена история «Девы Марии Снежной».
Там еще подробности. Про музей ни слова.
Еще иллюстрации
Вид базилики и площади Санта-Мария-Маджоре в 1860-1875 годах
Статуи юго-восточного фасада
Христос Пантократор. Мозаика лоджии юго-восточного фасада. 1290
Крипта
Захоронение Великого Бернини
Моя картинная галерея