Моя галерея. Пантеон

Oct 18, 2024 09:29

Предыдущий герой


В ближайшем рассмотрении Пантеон производит удивительное впечатление острова-анклава древнеримской античности посреди европейского города. Но в Риме много таких анклавов-островов, что придает особенную прелесть Вечному городу.
Помню, что когда я вошел в Пантеон (вход был свободный), там шла служба, видимо, католическая, но почему-то на немецком языке. Таким образом было как бы подчеркнуто, что это храм всех богов, всех эпох и всех языков.

Он вобрал в себя почти все эпохи. Великий памятник истории и архитектуры древнего Рима, окончательно достроенный между 118 и 128 годами н. э.
Здание построено за счёт средств Марка Випсания Агриппы, зятя императора Гая Октавиана Августа, в 27-25 годах до н. э. в память о морской победе Октавиана Августа в 31 году до н. э. при мысе Акциум над флотом Антония и Клеопатры (флотом Октавиана командовал Марк Агриппа). Храм дважды страдал от пожара (в 80 и 110 годах). В 118-120 годах н. э. воссоздан императором Адрианом с сохранением на фризе старой посвятительной надписи от имени Марка Агриппы: «М. AGRIPPA L .F. COS.TERTIVM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, построил).
В иной версии Пантеон рассматривают в качестве характерного памятника времени правления императора Траяна (98-117): он был существенно перестроен в 114 году либо сразу после пожара 110 года и лишь закончен при Адриане (117-138) между 125 и 128 годами н. э.

Здание Пантеона неоднократно подвергали переделкам и дополнениям. Главный, северный вход, построенный при Адриане, оформляет портик из восьми монолитных колонн коринфского ордера, сделанных из серого египетского гранита. Вход в храм закрывают массивные бронзовые двери. Позади первого ряда колонн находится ещё два - из красного асуанского гранита: всего 16 колонн. Высота колонн 11,9 м, вместе с капителями и базами - 14,15 м (в полтора раза выше колонн афинского Парфенона), нижний диаметр - 1,48 м, вес 60 тонн. В XVII веке три угловые колонны заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана. Изначально храм был поставлен на цоколе и ко входу в храм вели семь ступеней, которые в течение многовековых наслоений оказались под уровнем земли.
К южной стороне Пантеона пристроена базилика Нептуна - подобие нефа с тремя трансептами под двускатными кровлями и с нишами для статуй. До настоящего времени сохранились фрагменты мраморного фриза с изображениями дельфинов, раковин и трезубцев.
Ранее перед храмом находился огромный перистильный двор с входным портиком и триумфальной аркой в центре. Существуют различные реконструкции храма до его перестройки при Траяне (98-117) и позднее при императоре Адриане. Архитектором императора Траяна был сириец Аполлодор из Дамаска (?- ок. 125 г. н. э.). Он построил Форум Траяна с триумфальной колонной (111-114), одеон, цирк и термы Траяна в Риме, многое другое. По одной из версий, он и участвовал в перестройке Пантеона при Адриане в 125-126 годах. Известно также о конфликте императора и архитектора.

В 608 году византийский император Фока подарил храм Папе Бонифацию IV, который освятил его 13 мая 609 года как христианскую базилику Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres). Название дано в честь анонимных христианских мучеников, мощи которых перенесли из катакомб в крипту Пантеона. Этот день стали отмечать как праздник Всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь Всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня Всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых. С XI века римский Пантеон всё чаще называли согласно его архитектурному типу: Санта Мария Ротонда; соответственно именовали и площадь перед храмом (Piazza della Rotonda). При Папе Александре VII понизили уровень земли перед храмом. За века он поднялся более чем на 6 метров.
В 658 году позолоченные бронзовые листы, покрывавшие купол Пантеона, были сняты по приказу византийского императора Константа II во время его посещения Рима для переправки в Константинополь. В 735 году по распоряжению Папы Григория III купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона возвели небольшую колокольню. В 1527 году во время разграбления Рима наёмниками императора Священной Римской империи Карла V (итал. вульг. Sacco di Roma - опустошение Рима) Пантеон, как и другие римские храмы, значительно пострадал.
В 1624 году по указу Папы Урбана VIII из рода Барберини сняли бронзовые покрытия портика для переплавки на изготовление кивория в соборе Св. Петра. Жители Рима ответили поговоркой: «Quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini» (То, что не сделали варвары, сделали Барберини).

Особенности конструкции и композиции.
Римский Пантеон представляет собой крупнейшее в мире купольное сооружение из неармированного бетона. Диаметр «цилиндра» Пантеона 43,57 м, а перекрывающего его полусферического купола 43,2 м. Храм построен из кирпича. Купольное перекрытие начинается на высоте 20 м и опирается на восемь пилонов, соединённых между собой сложной системой трёхъярусных разгрузочных арок, позволяющих равномерно распределять вес и боковой распор купольного перекрытия. Арки заложены кирпичом, но это лишь усиливает их работу. Снаружи здания после утраты мраморной облицовки конфигурация арок хорошо видна, внутри они скрыты за позднейшим оформлением. Несмотря на такую конструкцию, стены Пантеона предусмотрительно сделаны необычно массивными: до шести метров толщиной в нижней части.
Ориентация храма не типична ни для греческих, ни для римских зданий. Главный вход ориентирован на север, поэтому солнечный свет проникает только через окулюс - круглое окно в центре купола диаметром 8,3 м. Однако ощущение гармонии, возникающее при входе в храм, имеет свой секрет. Высота храма до верхней точки купола и внутренний диаметр «цилиндра» равны (43,57 м). Таким образом всё здание (без входного портика) вписывается в куб.

Здание Пантеона неоднократно подвергали переделкам и дополнениям. Главный, северный вход, построенный при Адриане, оформляет портик из восьми монолитных колонн коринфского ордера, сделанных из серого египетского гранита. Вход в храм закрывают массивные бронзовые двери. Позади первого ряда колонн находится ещё два - из красного асуанского гранита: всего 16 колонн. Высота колонн 11,9 м, вместе с капителями и базами - 14,15 м (в полтора раза выше колонн афинского Парфенона), нижний диаметр - 1,48 м, вес 60 тонн. В XVII веке три угловые колонны заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана. Изначально храм был поставлен на цоколе и ко входу в храм вели семь ступеней, которые в течение многовековых наслоений оказались под уровнем земли.

К южной стороне Пантеона пристроена базилика Нептуна - подобие нефа с тремя трансептами под двускатными кровлями и с нишами для статуй. До настоящего времени сохранились фрагменты мраморного фриза с изображениями дельфинов, раковин и трезубцев.

Ранее перед храмом находился огромный перистильный двор с входным портиком и триумфальной аркой в центре. Существуют различные реконструкции храма до его перестройки при Траяне (98-117) и позднее при императоре Адриане. Архитектором императора Траяна был сириец Аполлодор из Дамаска (?- ок. 125 г. н. э.). Он построил Форум Траяна с триумфальной колонной (111-114), одеон, цирк и термы Траяна в Риме, многое другое. По одной из версий, он и участвовал в перестройке Пантеона при Адриане в 125-126 годах. Известно также о конфликте императора и архитектора.

В 608 году византийский император Фока подарил храм Папе Бонифацию IV, который освятил его 13 мая 609 года как христианскую базилику Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres). Название дано в честь анонимных христианских мучеников, мощи которых перенесли из катакомб в крипту Пантеона[11]. Этот день стали отмечать как праздник Всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь Всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня Всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых[12]. С XI века римский Пантеон всё чаще называли согласно его архитектурному типу: Санта Мария Ротонда; соответственно именовали и площадь перед храмом (Piazza della Rotonda). При Папе Александре VII понизили уровень земли перед храмом. За века он поднялся более чем на 6 метров.

В 658 году позолоченные бронзовые листы, покрывавшие купол Пантеона, были сняты по приказу византийского императора Константа II во время его посещения Рима для переправки в Константинополь. В 735 году по распоряжению Папы Григория III купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона возвели небольшую колокольню. В 1527 году во время разграбления Рима наёмниками императора Священной Римской империи Карла V (итал. вульг. Sacco di Roma - опустошение Рима) Пантеон, как и другие римские храмы, значительно пострадал.

В 1624 году по указу Папы Урбана VIII из рода Барберини сняли бронзовые покрытия портика для переплавки на изготовление кивория в соборе Св. Петра. Жители Рима ответили поговоркой: «Quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini» (То, что не сделали варвары, сделали Барберини). Архитектор Дж. Л. Бернини по углам аттика возвел две небольшие колокольни, но они выглядели столь нелепо, что сразу же получили непочтительное прозвание «ослиные уши Бернини» (исследователи оспаривают этот факт, приписывая работу Ф. Борромини или Д. Фонтана). В 1883 году колокольни убрали.

Особенности конструкции и композиции
Римский Пантеон представляет собой крупнейшее в мире купольное сооружение из неармированного бетона. Диаметр «цилиндра» Пантеона 43,57 м, а перекрывающего его полусферического купола 43,2 м. Храм построен из кирпича. Купольное перекрытие начинается на высоте 20 м и опирается на восемь пилонов, соединённых между собой сложной системой трёхъярусных разгрузочных арок, позволяющих равномерно распределять вес и боковой распор купольного перекрытия. Арки заложены кирпичом, но это лишь усиливает их работу. Снаружи здания после утраты мраморной облицовки конфигурация арок хорошо видна, внутри они скрыты за позднейшим оформлением. Несмотря на такую конструкцию, стены Пантеона предусмотрительно сделаны необычно массивными: до шести метров толщиной в нижней части.

Купол «отливали» из «римского бетона» (цемента с наполнением травертиновой крошкой и кирпичным щебнем) горизонтальными слоями: каждое «кольцо» по застывании удерживалось весом последующего, самое верхнее, у отверстия, сделано из лёгкой вулканической пемзы - пуццолана. Вместо деревянных кружал (временных поддерживающих конструкций) строители использовали двойной кирпичный настил на растворе, образующий на внутренней поверхности купола подобие каркаса с квадратными углублениями (кессонами), которые, вопреки распространённому заблуждению, не имеют конструктивного значения (имеют огромное конструктивное значение: они значительно облегчают конструкцию). В отличие от древнегреческих калимматиев в римской технологии они превращаются в декоративный мотив. Существуют предположения, что внутренняя часть купола была украшена лепниной или расписана золотыми звёздами на синем фоне. Снаружи Пантеон на две трети высоты был облицован мраморными плитами, верхняя часть оштукатурена. Купол был покрыт позолоченными бронзовыми пластинами.

Ориентация храма не типична ни для греческих, ни для римских зданий. Главный вход ориентирован на север, поэтому солнечный свет проникает только через окулюс - круглое окно в центре купола диаметром 8,3 м. Однако ощущение гармонии, возникающее при входе в храм, имеет свой секрет. Высота храма до верхней точки купола и внутренний диаметр «цилиндра» равны (43,57 м). Таким образом всё здание (без входного портика) вписывается в куб.

Там еще много интересного.
Некоторые виды и ракурсы







Купол Пантеона на фоне Рима




Моя картинная галерея

история

Previous post Next post
Up