Александр Довженко - 130

Sep 11, 2024 21:17



Александр Петрович Довженко. 1894 - 1956. Выдающийся советский украинский кинорежиссер. Безусловно советский и истинно украинский, в чем нет ничего плохого. Сегодня турбопатриоты, да и то не все, пытаются в принципе отрицать всё украинское, и произвели беднягу Довженко чуть ли не в бандеровцы (он был бы сильно возмущен!).
Довженко - художник с непростой судьбой. И вроде бы официальная фигура, целая студия его имени была в СССР (не знаю, что там с ней сделали щирые укры в своем недогосударстве). В то же время его фильмы всю дорогу резали, кромсали, портили, в результате чего "Мичурин", над которым он работал много лет, оказался скучным и примитивным.
Зато некоторые более ранние фильмы, которые уцелели (иногда чудом), дают истинное представление о масштабах дарования режиссера.
Хочу подчеркнуть, что я категорически не согласен с теми, кто отрицает украинский язык, украинскую нацию и украинское искусство. Да в нынешнем воюющем недогосударстве это всё изуродовано до неузнаваемости. Но как Шиллер, Гёте и Вагнер не несут ответственности за нациков, так и истинные украинские художники и мастера останутся в вечности.
Вот два фильма Довженко. Там почти всё сказано.




Режиссёр Александр Довженко
Автор
сценария
Александр Петрович Довженко
Оператор
Демуцкий, Даниил Порфирьевич
Композиторы Вячеслав Овчинников (версия 1972 года)
«ДахаБраха» (версия 2012 года)
Кинокомпания Киевская кинофабрика ВУФКУ
Длительность 79 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1930
Автор сценария и режиссер - Александр Довженко. Меня всегда удивляли несообразности в судьбе и биографии этого режиссера: уж такой советский-пересоветский, но советские начальники его всю жизнь гнобили и фуесосили, выдумывали ему какой-то "украинский национализм" или еще черт знает что.
Только теперь, наконец впервые посмотрев его фильм, я понял, в чем дело. Довженко снимал, то есть, нет, творил, создавал свое кино - как Андрей Платонов писал прозу, в своей индивидуальной, оригинальной, уникальной стилистике, эстетике, поэтике. Не вписывался в тупые формальные рамки "социалистического реализма". А в те годы, уже начиная с 1930 года, воспевать и хвалить советскую власть можно было не абы как, а по определенным лекалам и схемам, утвержденным в инстанциях.
Кроме того, этот фильм - поэма о земле и трагедия раскулачивания. Довженко мог сколько угодно сочувствовать комбедам, но как художник он не мог не отразить трагизм того "великого перелома". Ведь что такое любой истинно художественный рассказ о раскулачивании aka коллективимзации? Рассказ и показ того, как советская власть отнимает у народа ту самую землю, которую обещали тому же народу большевики, на чем и преуспели в свое время.
И это тоже есть в фильме, как и прекрасные поэтические картины природы, выразительности которых не мешает даже отсутствие цветной пленки.
И последнее. Ничего собственно украинского в этом фильме нет, кроме фамилий актеров и нескольких вышиванок, так что пусть укры не примазываются.



image Click to view





Режиссер Александр Довженко. Фильм 1927 года. Его сначала показали, потом быстро сняли и убрали на полку.
Оно и понятно: фильм - поэма об Украине, не о советской Украине, а вообще, у целом. Довженко был щирый и свидомый, а советская власть это не приветствовала. Вечный дед, мистика, гайдамаки не вписывались в нужную действительность. В фильме мистического древнеукраинского деда берут в "светлое будущее", но это была мечта художника, не более того.
Плюс - стилистические разногласия. Довженко был крутым сюрреалистом не слабее Бунюэля, такие не были нужны, сюрреализм и соцреализм плохо совмещались, и поэта кино всю жизнь сильно корёжили, не доверяя его просоветским симпатиям.



image Click to view



кино, Украина, отличное, история

Previous post Next post
Up