Предыдущий герой Basilica di San Pietro. Католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, вторая по площади христианская церковь в мире. Одна из четырёх великих папских базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви.
Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Мадерна. Вместимость - около 15 тысяч человек внутри собора и 60 тысяч человек на площади.
В XV веке базилике, существовавшей уже одиннадцать столетий, грозило обрушение, и при Папе Николае V её стали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, задумавший построить на месте древней базилики огромный собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра. В 1506 году был утверждён проект архитектора Донато Браманте, одного из создателей архитектуры римского классицизма XVI века. Создавая проект собора, Браманте утверждал, что стремился водрузить купол Пантеона (символа древнеримской классики) на своды Храма Мира (так называли в то время базилику Максенция-Константина на Римском Форуме). Проект ватиканского храма, разработанный Браманте, следовал центрическому типу крестово-купольных зданий. В основу плана положен «греческий крест», заключенный в квадрат, на углах которого (в одном из вариантов проекта) Браманте предполагал поставить четыре высокие башни. Очевидно, что архитектор пытался соединить византийский тип церкви с традициями романской архитектуры и создать тем самым некий «вселенский храм». Можно также предположить влияние идей Леонардо да Винчи и его рисунков идеального центрического храма. Прототипом собора Браманте считают также небольшой круглый храм Темпьетто, построенный Браманте в 1502 году на Яникульском холме - воплощение идеи абсолютной симметрии и центрического плана[2].
После смерти Браманте строительство в 1514-1520 годах возглавлял Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме плана базилики в виде латинского креста, затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец в 1546 году руководство работами было поручено Микеланджело Буонарроти. Он вернулся к идее центрического крестово-купольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны).
Микеланджело увеличил подкупольное пространство, сделав его более цельным. Над средокрестием он запланировал возведение огромного купола. Колонны барабана купола в проекте Микеланджело сдвоены и, благодаря мощной раскреповке антаблемента, отступают от поверхности барабана и тем обогащают его форму посредством светотени. Напряжённое движение снизу вверх передается далее по так же сдвоенным рёбрам купола к фонарю, где повторяется мотив сдвоенных колонн, а далее вогнутый конус, напоминающий о готике, мощно возносит шар с крестом на высоту 142 метра. Спроектированные Браманте четыре колокольни по углам собора Микеланджело заменил малыми куполами, что усилило пирамидальность композиции. Все элементы создают мощное, напряженное зрительное движение ввысь, сродни готике, но в иных, классицистических формах. Микеланджело возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564) Джакомо делла Порта, придавший ему не полусферическую, как задумал Микеланджело, а параболическую форму. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
Но на этом история не закончилась. В 1607-1617 годах по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с Виа делла Кончилиационе.
Параллельно со строительством собора требовалось и обустроить площадь перед ним, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 годах площадь Святого Петра - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Таким образом возник грандиозный архитектурный ансамбль, представляющий собой выдающийся памятник культуры эпохи итальянского барокко.
Там еще много подробностей. Теперь - иллюстрации.
Фотография скромная, хреновая, зато своя, сделанная непосредственно на месте. Некий эффект присутствия.
Главный фасад собора. 1607-1612. Архитектор К. Мадерна
Неф собора. Контрфасад (вид изнутри на восточную стену)
Статуя святого Петра с ключами от Рая. Бронза, XIII век (или ранее)
Киворий над гробницей святого апостола Петра. Архитектор Дж. Л. Бернини. 1624-1633
Микеланджело Буонарроти. Ватиканская пьета. 1499. Мрамор
Надгробие папы Александра VII. 1672-1678. Скульптор Дж. Л. Бернини
Многие римские папы - причем самые достойные - лежат, как Ленин в Мавзолее, выше уровня земли. И никто не требует их захоронить...
Моя картинная галерея