Предыдущий герой Визитная карточка, площадь Сан Марко. НЕтипичная Венеция. Да вовсе не Венеция даже. Фото Евгении Осиповой. Из моих Необязательных мемуаров.
Basilica di San Marco - Baxełega de San Marco (это на венецианском диалекте).
Кафедральная базилика (соответствует статусу соборной церкви) Венеции (до 1807 года - придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример «венецианско-византийского стиля» (итал. veneto-bizantina), в котором совмещены элементы западноевропейского романского, северо-итальянского готического стилей и влияния восточного, сирийского и византийского искусства.
Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными византийскими, венецианскими и римскими мастерами, является местом хранения мощей Святого апостола Марка и множества ценных предметов искусства, в том числе вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.
Quindi
Строительство второй базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. Она была задумана как «церковь невиданной красоты и роскоши». Вплоть до XVI века храм называли собором, хотя официально он таковым не являлся. В 1071 году в ещё недостроенной церкви был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора.
На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширяли и украшали. В 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343-1354 годах были пристроены баптистерий и капелла Сант-Исидоро-Хиос (Святого Исидора Хиосского), в XV веке - капелла Масколи и сакристия (1486-1493), в 1504-1521 годах капелла Сан-Дзено (Святого Зенона). Внешнее убранство было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Несение реликвии Истинного Креста на площади Сан-Марко» (1493). Титул «первого руководителя работ» (diretti dal proto) в разное время носили такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассаре Лонгена.
Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра. Храм имеет сложную композицию, совмещающую черты центрического и базиликального планов. Он распланирован по схеме греческого креста, относится к византийскому типу крестово-купольной базилики и, как принято считать, построен по образу константинопольской церкви Святых Апостолов[15], но не является её точным повторением. Храм имеет слегка вытянутый план по оси запад-восток и с трёх сторон обнесён галереями (со временем их сделали двухэтажными). Западная галерея образует нартекс, южная - баптистерий. Верхний этаж обходных галерей образует открытую площадку, огороженную балюстрадой. Кровля выложена большими плитами белого мрамора.
Длительное строительство храма оказало влияние на его архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой сложный, комплиментарный образ, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточные мраморы, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Все это было соединено мастерами в сложной архитектонике собора «венецианско-византийского стиля».
Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов - какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний.
- П. Н. Перцов. Венеция. 1905
Там много интересной информации. А я тут выложу еще картинок.
Деталь фасада.
Порфировые тетрархи Купола собора
Купол сотворения мира и мозаики арок
Благословение седьмого дня. Фреска
Мозаики
Ранние мозаики создавались безымянными мастерами, следовавшими исключительно традиции иконописного канона. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты. В последующие века при обновлении и реконструкции мозаик картоны, по которым выкладывались композиции, создавали Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто. В качестве материала для мозаик использовали смальту, изготовленную на острове Мурано. Для мозаик с учётом скудного освещения интерьера использовали золотой фон из смальты с «подложкой» из золотой фольги на оборотной стороне стеклянных тессер (кубиков прозрачной смальты). Причём мелкий размер тессер позволял выкладывать мозаикой сплошную поверхность стен и сводов, включая различные закругления и обрамления.
Тайная вечеря
Христос Эммануил (мозаика купола пресбитерия)
Пала д’Оро. Золотой алтарь.
Похищение мощей апостола Марка из Александрии. Мозаика пресбитерия. XI в.
Моя картинная галерея