Моя галерея. Собор Святого Марка

Jun 25, 2024 09:29

Предыдущий герой


Визитная карточка, площадь Сан Марко. НЕтипичная Венеция. Да вовсе не Венеция даже. Фото Евгении Осиповой. Из моих Необязательных мемуаров.
Basilica di San Marco - Baxełega de San Marco (это на венецианском диалекте).


Кафедральная базилика (соответствует статусу соборной церкви) Венеции (до 1807 года - придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример «венецианско-византийского стиля» (итал. veneto-bizantina), в котором совмещены элементы западноевропейского романского, северо-итальянского готического стилей и влияния восточного, сирийского и византийского искусства.
Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными византийскими, венецианскими и римскими мастерами, является местом хранения мощей Святого апостола Марка и множества ценных предметов искусства, в том числе вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.
Quindi

Строительство второй базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. Она была задумана как «церковь невиданной красоты и роскоши». Вплоть до XVI века храм называли собором, хотя официально он таковым не являлся. В 1071 году в ещё недостроенной церкви был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора.
На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширяли и украшали. В 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343-1354 годах были пристроены баптистерий и капелла Сант-Исидоро-Хиос (Святого Исидора Хиосского), в XV веке - капелла Масколи и сакристия (1486-1493), в 1504-1521 годах капелла Сан-Дзено (Святого Зенона). Внешнее убранство было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Несение реликвии Истинного Креста на площади Сан-Марко» (1493). Титул «первого руководителя работ» (diretti dal proto) в разное время носили такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассаре Лонгена.


Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра. Храм имеет сложную композицию, совмещающую черты центрического и базиликального планов. Он распланирован по схеме греческого креста, относится к византийскому типу крестово-купольной базилики и, как принято считать, построен по образу константинопольской церкви Святых Апостолов[15], но не является её точным повторением. Храм имеет слегка вытянутый план по оси запад-восток и с трёх сторон обнесён галереями (со временем их сделали двухэтажными). Западная галерея образует нартекс, южная - баптистерий. Верхний этаж обходных галерей образует открытую площадку, огороженную балюстрадой. Кровля выложена большими плитами белого мрамора.
Длительное строительство храма оказало влияние на его архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой сложный, комплиментарный образ, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточные мраморы, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Все это было соединено мастерами в сложной архитектонике собора «венецианско-византийского стиля».

Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов - какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний.
- П. Н. Перцов. Венеция. 1905
Там много интересной информации. А я тут выложу еще картинок.
Деталь фасада.


Порфировые тетрархи


Купола собора


Купол сотворения мира и мозаики арок


Благословение седьмого дня. Фреска


Мозаики
Ранние мозаики создавались безымянными мастерами, следовавшими исключительно традиции иконописного канона. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты. В последующие века при обновлении и реконструкции мозаик картоны, по которым выкладывались композиции, создавали Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто. В качестве материала для мозаик использовали смальту, изготовленную на острове Мурано. Для мозаик с учётом скудного освещения интерьера использовали золотой фон из смальты с «подложкой» из золотой фольги на оборотной стороне стеклянных тессер (кубиков прозрачной смальты). Причём мелкий размер тессер позволял выкладывать мозаикой сплошную поверхность стен и сводов, включая различные закругления и обрамления.
Тайная вечеря


Христос Эммануил (мозаика купола пресбитерия)


Пала д’Оро. Золотой алтарь.


Похищение мощей апостола Марка из Александрии. Мозаика пресбитерия. XI в.


Моя картинная галерея

прекрасное, история

Previous post Next post
Up