Предыдущая публикацияО Примакове я писал несколько раз, и в этой заметке использовал немалую часть первой. Целыми предложениями, а то и блоками, не переделывая их. Я же не чужого автора, а себя самого цитировал.
Впрочем, эти технические тонкости никого не интересуют.
Примаков. Проводы
21 февраля 2011 года
Да, повторяю: Евгений Примаков - один из редких политиков, к которым я отношусь с уважением. Понятно, почему он категорически не устраивал ельцинскую Семью. Ну а дальше уже сказался возраст. Да он и сам рыпаться не стал. Всякую политическую суету посчитал ниже своего достоинства.
Всё так.
Последняя отставка политического тяжеловеса
Евгений Примаков покидает свой последний официальный пост. В понедельник 21 февраля он объявил о том, уходит в отставку с должности президента Торгово-промышленной палаты (ТПП). Это место он занимал последние десять лет. Должность солидная, но скорее почетная. И вот теперь один из самых опытных политиков и государственных деятелей окончательно убывает на заслуженный отдых.
Высшей точки в своей карьере - поста премьер-министра России - Примаков достиг в сентябре 1998. Через год после этого он оказался в нескольких шагах от главной политической вершины. Но участвовать в президентской гонке не стал, тихо ушел в тень и удовлетворился тем, что стал президентом негосударственной и некоммерческой организации, которую создали предприниматели ради лоббирования своих интересов в коридорах власти.
Это была вполне подходящая, если не идеальная работа для бывалого политического бойца, решившего уйти в глубокий тыл с линии фронта, но сохранившего очень хорошие отношения с главным командованием. Примаков много лет был близок к власти, и советской, и "антисоветской". Он успешнее других ориентируется в ее коридорах, знает все аппаратные тонкости. И, скорее всего, весьма эффективно исполнял обязанности главы ТПП.
Собственно, на всем протяжении своего жизненного пути Евгений Примаков отличался эффективностью, а не эффектностью. Оно и понятно, ведь он начинал как боец невидимого фронта. Причем, сразу в двух смыслах. И совмещал работу собственного корреспондента газеты "Правда" на Ближнем Востоке с разными деликатными заданиями разведывательного плана. И принадлежал к числу аналитиков, консультантов, экспертов, которые, как считается, исподволь готовили перестройку в недрах ЦК КПСС.
Сам Примаков так пишет о том периоде своей биографии: "Я и мои друзья не были революционерами, но были, что называется, диссидентами системы. Мы не выходили с плакатами на улицу. Но расшатывали догмы аналитическими "фомками".
Этого ему не могут простить профессиональные "патриоты". Они упорно зачисляют Примакова в "агенты влияния вашингтонского обкома", вместе с Александром Яковлевым и Михаилом Горбачевым. В националистических кругах Евгений Максимович проходит по разряду западников и либералов, которые целенаправленно и злонамеренно разрушали Советский Союз.
Забавно, что в среде радикальных либералов-западников Примаков, напротив, числится реакционером, ретроградом и чуть ли не скрытым коммунистом. Ему никак не могут забыть и простить приглашения в российское правительство Юрия Маслюкова, бывшего члена Политбюро ЦК КПСС и члена фракции КПРФ в Госдуме.
Чем-то этот условный рефлекс на все "красное" напоминает реакцию быка на тряпку того же цвета. В ельцинскую эпоху кабинет министров Примакова-Маслюкова был, пожалуй, самым эффективным с точки зрения экономики. Однако, как всегда, все карты спутала политика, и начались бесконечные "рокировочки" и "загогулины". В конце концов, высочайшим окриком: "Не так сели!" была ознаменована отставка Евгения Максимович с премьерского поста.
Примаков испытал типичную судьбу всех центристов. Всегда старался удержать центр тяжести - в связи с чем был включен в неофициальный список "политических тяжеловесов". Стремился оставаться подальше от любых крайностей, за что ему доставалось с обоих флангов. Но сам он всячески избегал четкого обозначения своих партийных и политических пристрастий.
Помнится, осенью 1999 года, в разгар думской избирательной кампании Примаков презентовал свою очередную книгу в магазине "Москва", что на Тверской. Мероприятие было чисто предвыборным - он тогда возглавлял список блока "Отечество - Вся Россия". "Скажите, вы скорее белый или красный?" - взволнованно спросил кандидата некий юноша, пытающийся определиться со своими симпатиями. Примаков отшутился: "Прежде всего, хочу сказать, что я не голубой".
В периоды обострения политической борьбы тяжелее всего приходится как раз центристам. Вот и Примаков, по зрелом размышлении, ушел, что называется "в запас". В Торгово-промышленную палату. При этом он долго оставался негласным советником по ближневосточной внешней политике России.
Символично, что он уходит на пенсию в тот момент, когда заполыхал столь хорошо известный ему регион. Ну что ж, в отличие от некоторых арабских государственных лидеров, Примаков понимает, что не следует слишком долго засиживаться, задерживаться на одном посту. Даже на почетном и чисто символическом.
"Прошло два срока, я считаю, что этого вполне достаточно", - заявил он на прощальной пресс-конференции. Умение уйти вовремя и с достоинством - это тоже признак высшего политического искусства.
Вперед в прошлое. Мои исторические публикации