Предыдущая публикацияИз довоенной новейшей истории - надо добавить. Не знаю, интересно ли это кому-нибудь, ничего сенсационного, инфернального, просто некие штрихи из истории российских регионов, субъектов федерации. Но когда я писал, мне было интересно. Так что нехай.
Пермяки, адыгейцы и прочие
1 декабря 2010 года
Несколько эпизодов из новейшей истории России.
Мало кому это интересно, но меня это не волнует.
Парад объединений, финал или пауза?
Первого декабря исполняется пять лет с того исторического момента, когда впервые смогли объединиться два субъекта Российской Федерации. Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ слились в единый и неделимый Пермский край. Затем, в течение следующих трех лет, произошло еще четыре таких же слияния.
Создавалось впечатление, что процесс пошел. Однако «парада объединений», подобного «параду суверенитетов», на сей раз не получилось. Начались сбои и неудачи. Сначала рухнул проект поглощения республики Адыгея Краснодарским краем. Вскоре пришлось заморозить процедуру по объединению Архангельской области с Ненецким автономным округом. Впрочем, это две совершенно разные истории, и каждую следует рассмотреть отдельно.
А в целом ситуация такова, что после 1 марта 2008 года, когда Читинская область и Агинский Бурятский АО окончательно превратились в Забайкальский край, ни в одном из регионов не прошло ни одного референдума по вопросу об их объединении. Мало того, нет никаких сведений о том, чтобы где-либо планировалось провести эту непростую процедуру. Возможно, инициатива захлебнулась. Хотя не исключено, что федеральная власть просто взяла паузу.
Слоеный пирог и матрешки
Каковы были причины состоявшихся объединений? Прежде всего, упрощение системы управления, как правило, способствует управляемости регионом, а ликвидация лишних звеньев ведет к элементарной экономии бюджетных средств. Чем меньше субъектов Федерации, тем меньше региональных начальников и их бюрократических аппаратов, чиновников, ведомственных подразделений, департаментов и так далее.
Кроме того, неясен был правовой статус автономных округов - субъектов Федерации, которые входят в состав других, более крупных субъектов той же самой Федерации. Непонятно, кто кому должен подчиняться. У округов выстроены свои взаимоотношения с Центром, в том числе финансовые, есть свои представительства в столице России, но в то же время они должны подчиняться краевым или областным властям. В результате возникает путаница, сумятица и начинаются бесконечные конфликты.
Строго говоря, нигде в мире не существует такой сложной и загадочной государственной конструкции, какой была РСФСР. Настоящий слоеный пирог с запутанной иерархией ее составных частей. В советское время в ней были и Автономные Советские Социалистические республики (АССР), и автономные области (АО), и национальные округа (НО), причем многие из них, словно матрешки, были вставлены в другие.
После распада Союза структура несколько упростилась, а ассортимент субъектов Федерации уменьшился. Все АССР и большая часть АО стали просто республиками и отделились от краев и областей, а национальные округа переименовали в автономные. Чукотка и Еврейская автономная область успели приобрести самостоятельный статус. Остальные так и остались «матрешками». Вот их-то в двутысячные годы и решено было ликвидировать в рамках общего упорядочивания.
Адыгейский инцидент
Тут самое время вернуться к истории двух несвершившихся объединений - адыгейско-кранодарскому и архангельско-ненецкому. Адыгею хотели включить в этот процесс исключительно из соображений целесообразности. Географически эта республика представляет собой остров, окруженный со всех сторон Краснодарским краем. И казалось вполне естественным и логичным устранить лишние административные границы. Покончить с досадной чересполосицей.
Главным инициатором слияния выступал кубанский губернатор Александр Ткачев. Но он не учел такую помеху, как национальный вопрос. Тема эта весьма деликатная, особенно на Северном Кавказе, простых и прямолинейных решений в духе кавалерийских атак она не допускает. Адыгейцы возмутились. В Майкопе на заседании движения «Черкесский конгресс» (адыги и черкесы - это фактически разные названия одного народа) была принята крайне жесткая резолюция, в которой говорилось, что «Адыгея никогда не вернется в состав Кубани». Президент республики Хазрет Савмен ушел в отставку в знак протеста.
Ликвидация национальной республики в составе России могла стать опасным прецедентом. Можно себе представить, как остро отреагировали бы и главы, и жители многих других национальных автономных образований. Но зарождающийся конфликт удалось погасить в зародыше.
Новый глава Адыгеи Асланчерий Тхакушинов заявил: «Вопрос об этом не стоит, и стоять не будет. Если бы мы объединились, то я не думаю, что мы могли бы стать ближе. Мы и без объединения близкие друзья и соседи. Нас очень многое связывает». Ткачев с ним согласился, а Дмитрий Козак, который был тогда полпредом в Южном федеральном округе, поставил точку: «Такие решения должен принимать народ, их нельзя навязывать сверху». Инцидент был исчерпан.
Нефть как камень преткновения
Совсем по другим причинам не состоялось объединение Ненецкого автономного округа (НАО) с Архангельской областью. Тут вступили в силу не национальные, а сугубо экономические факторы. Они и помешали процессу пройти так же гладко, как это вышло с Коми-Пермяцким, Корякским, Эвенкийским, Таймырским, Агинским Бурятским и Усть-Ордынским округами, которые исчезли с карты Российской Федерации.
Если можно так выразиться, «камнем преткновения» оказалась нефть, которую добывают в округе. Благодаря этому полезному ископаемому уровень жизни в НАО гораздо выше, чем на территории собственно Архангельской области, а средняя заработная плата - в два раза выше: двадцать тысяч рублей против десяти. Население округа считает, что оно утратит свои преимущества после слияния с более крупным, но и более бедным субъектом Федерации. И люди никогда не проголосуют за это объединение на референдуме, который необходимо провести в данном случае. Таково требование закона.
Напротив, жители НАО хотели бы провести совсем другой референдум - за отделение от области, но этому всячески препятствуют власти в Архангельске. Им совсем не хочется терять нефтяной регион. Из-за всего этого отношения между Нарьян-Маром и областным центром остаются сложными и натянутыми; они до сих пор не подписали соглашение о разделении бюджетов.
Между прочим, еще два «нефтяных» автономных округа - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский (Югра) - категорически отказываются сливаться с Тюменской областью. Правда, сложные взаимоотношения этих трех субъектов Федерации были урегулированы в ту пору, когда Тюменским губернатором был Сергей Собянин. Любопытно, что после назначения Собянина мэром Москвы с новой силой стали распространяться слухи о возможном объединении столицы с Московской областью. За это активно ратовал бывший градоначальник Юрий Лужков, но его же противостояние с областным губернатором Борисом Громовым делало проект неосуществимым.
У Собянина с Громовым отношения складываются совсем по-другому. Они не конфликтуют, а тесно взаимодействуют. Однако разговоры о реальном слиянии этих двух субъектов Федерации пока представляются преждевременными.
Вперед в прошлое. Мои исторические публикации