Flashback-17

Feb 22, 2009 01:42

Предыдущее
Ну-с, продолжим. Спать не хочется, и я наконец оклемался после вчерашнего дня рождения Ромы pantherclaw.

В начале жизни школу помню я
Снова вернемся в Советский Союз. В школьные годы, которые вовсе не были "чудесными", как поется в одной советской песне.
Учился я в спецшколе №39, что на Беговой, но "специального" в этой школе было только то, английский язык мы учили со второго класса. И еще был предмет - технический перевод, который нам преподавал контуженный ветеран войны, над которым мы - грешным делом - сильно издевались. Дети бывают очень злыми, это известный факт.
Он, бедняга, был глух на одно ухо, и мы ему в это ухо говорили всякие гадости. Частенько, правда, путались и говорили в другое ухо, но он никак не реагировал. И никаким техническим переводом мы реально не занимались.

Учителя были почти все такие. Нет, не контуженные, но просто плохие педагоги. Они умудрились отбить у меня всякий интерес к физике, химии, математике, да и с гуманитарными предметами было не лучше, но тут домашнее воспитание вывозило. По английскому, истории и литературе я учился хорошо, по русскому сносно, и еще увлекался географией, даже в географическую школу при МГУ целый год ходил. Но когда понял, что география - это не только города, страны и народы, а еще климат и всякие геосинклинали, я это дело бросил.
Хорошие учителя изредка попадались. Таковыми я могу назвать всего трех или четырех. Двоих из них при мне сожрали и вынудили уйти. Еще была неплохая англичанка, молоденькая, хорошенькая, на ее уроках было комфортно, но преподавала и она хреновато. Из-за нее я так толком и не освоил хорошего английского произношения, например.
Хотя, с другой стороны, именно она заинтересовала меня Шекспиром, дала читать толстенный английский фолиант, сквозь который я сперва продирался с трудом, но потом осилил. В юности мне было даже проще читать в оригинале старых английских авторов, чем современных.

Район был вроде не рабочий, но шпаны там хватало, с ней иногда случались неприятные инциденты, но кровопролития не припомню. До 9-го класса я сам был хулиганистым, но дрался не так уж часто. Со шпаной не дрался никогда, да это было бесперспективно.
Когда же я стал активным участником школьной самодеятельности то сделался даже популярным в шпанистых кругах. Они всегда приходили в школу на вечера - танцы-шманцы, девочки, им было чем заняться. Но я об этом уже писал.
Были в районе и проститутки. Страхолюдные до ужаса, но без работы не сидели. Это я к тому, что нет более бессмысленного занятия, чем "борьба с проституцией". Она всегда была, есть и будет.

В определенном смысле школа была даже продвинутой. Так, на больших переменах у нас всегда звучала музыка, и не какая-нибудь советская туфта, а Битлз и "Машина времени". На уроках английского мы слушали Jesus Christ Superstar. Свободно, без всяких запретов. Это в 70-е годы, "тоталитарные", "застойные" и хрен знает какие.
Хоть тут учителя не мешали. Но сами они были на редкость кондовые.
Помнится, я поставил в тупик историчку на уроке обществоведения. Спросил ее: если мы "под знаменем марксизма-ленинизма" идем к победе коммунизма, то почему в обществе не снижается преступность и не становится меньше, например, алкоголиков? Несчастная женщина не нашлась, что ответить. Только буркнула, что не надо такие вопросы задавать. Я больше и не задавал.

Вот это было самое ужасное, и не только в школе, а вообще в СССР. Вечное двоемыслие. Ни в коммунизм, ни в величие и прогрессивность советской власти не верил НИКТО. Я, по крайней мере, ни одного такого человека в советское время не встречал (позднее, уже в "демократическую" эпоху, нескольких верующих коммунистов встречал и с ними общался). Все, буквально все, думали одно, а публично говорили другое. Кругом царило бесконечное враньё, и все знали, что они врут. Это портит, губит и развращает, так сказать, неокрепшие детские души. И никакой Гагарин с Днепрогэсом не спасают.

С милицией я в советские годы дела не имел, хулиганство мое было безобидное, до "детской комнаты" не доводило.
А с сотрудниками КГБ я впервые столкнулся уже в институте. Без всякого драматизма. Просто в 1980 году, перед московской Олимпиадой, к на пришли два безликих человечка (один был очень похож на Путина, вернее Путин - на него) провести "инструктаж": как вести себя с иностранцами и всякое такое.
Заодно рассказали про дело Бориса Кагарлицкого, который аккурат незадолго до этого был арестован, но подробностей я не помню. Не сильно интересовался, честно говоря.
Меня тогда удивляло только одно: если Боря решил пойти в диссиденты, зачем он так рвался в КПСС? А он рвался изо всех сил, его приняли в партию только со второго или третьего раза.

Еще гебисты очень ругали альманах "Метрополь", причем упирали на то, что там были опубликованы "очень слабые" рассказы и стихи. Я как раз перед этим "Метрополь" прочитал, мысленно усмехался (хотя попали туда и слабые вещи тоже, не может же всё быть на одном уровне), но, естественно, возражать не стал.

back to ussr, мемуар, школа

Previous post Next post
Up