Советские мультфильмы. Ваня Датский

Jan 11, 2024 11:11

Предыдущий мультфильм


Режиссёр Николай Серебряков
На основе по сказке Бориса Шергина
Автор сценария Аркадий Снесарев
Автор сюжета Борис Шергин
Художник-постановщик Алина Спешнева
Мультипликаторы
Майя Бузинова
Наталия Дабижа
Оператор Александр Жуковский
Звукооператор Борис Фильчиков
Монтаж Надежда Трещёва
Студия «Союзмультфильм»
Страна СССР
Язык русский
Длительность 16 минут 24 секунды
Премьера 1974


По словам Ростислава Юренева, фильм Серебрякова «Ваня Датский» в 1975 году принимал участие в конкурсной программе XXV Западноберлинского международного кинофестиваля. По мнению Юренева, эта картина превосходна, у неё лаконичный и строгий, но трогательный сюжет, придающий настроение чистой, возвышенной печали. Кукольная мимика скупа, но тонка. Море - эмоционально ритмично. Впечатляют идеально подобранные этнографические детали одежды и декораций. Победе фильма, скорее всего, помешала мутность и блёклость привезённой на фестиваль копии плёнки.

По воспоминаниям Сергея Серебрякова, при работе над фильмом «Ваня Датский» перед художниками стояла задача визуализировать тоску, время, мечту, передать через кукол замыслы Шергина. Для этого куклам были сделаны маленькие, стеклянные, но вопрошающие, печалящиеся и решительные глаза.

По мнению Сергея Асенина, в фильме «Ваня Датский» Николаем Серебряковым продолжена очень важная для его творчества и очень близкая лично ему тема материнства, начатая им в фильме «Я жду птенца». Интересный и развёрнутый сюжет фильма «Ваня Датский» показывает конфликт между любовью матери и призванием и стремлением её сына к морской стихии. Художественное решение снов матери, её образа, видений героя, народная стилистика деревянных кукол, образ бегущего времени, придают фильму характер поэтической легенды

По мнению Натальи Кривули, знаковая система художественных образов фильма «Ваня Датский» полностью скопирована из национального фольклора. Выбор тематики фильма был обусловлен характерным для того периода времени интересом к исчезающему крестьянскому фольклору. Одновременно Серебряков пытался решить волнующий его вопрос, социально-нравственный конфликт через призму образов классической сказки Шергина, рассматривающей сложные психологические переживания, духовные истории конкретных людей.

По мнению Геннадия Смолянова, для изобразительного решения сложных трепетных кукольных героев фильма «Ваня Датский» художники Серебряков и Спешнева нашли новые выразительные возможности. Получившаяся у них талантливая работа объёмной мультипликации стала популярной в стране.

По мнению Ирины Евтеевой, иконическая манера ведения повествования фильма «Ваня Датский» относит его к числу предвестников изменения концепции жанра мультипликационной притчи. Вместо голой идеи притч-парадоксов, как это делалось в мультфильмах шестидесятых годов, обыгрывается ещё и изобразительный типаж, уже имеющий свою, независимую от фильма художественную ценность. Характеры персонажей проявляются не столько через их собственные изображения, сколько через их взаимодействие с окружающей средой. Место карикатурных человечков заняли персонажи, ориентированные на культурный опыт зрителя, его ассоциативное восприятие.

Back to USSR
Мир мультфильмов

мультики

Previous post Next post
Up