Режиссёр Михаил Козаков
Авторы
сценария пьеса Л. Зорина, сценарий М. Козакова
В главных
ролях Виктор Гвоздицкий
Валентин Смирнитский
Георгий Тараторкин
Александр Ануров
Оператор Виктор Шейнин
Кинокомпания Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания
Длительность 115 мин.
Страна Россия
Год 2004
Впечатления противоречивые. Занятно и забавно, как советский пушкинский миф пересекается, а то и сливается с мифом либеральным. Оба построены на заведомой, имманентной, так сказать, враждебности поэта, интеллигента, интеллектуала и власти. Его извечной врожденной оппозиционности.
И Леонид Зорин, и Михаил Козаков эксплуатируют сей миф, сей образ в его либерально-интеллигентском изводе, варианте. Недаром в финальных титрах выражена благодарность Анатолию Чубайсу, в ту пору еще не беглецу-изменнику. Даже как-то странно, что этот Пушкин написал "Клеветникам России", "Бородинскую годовщину" (об этом упоминается в пьесе), видимо, Жуковский заставил, упросил, как он упрашивает друга отозвать прошение об отставке. Но придуманный Зориным царь-батюшка все равно не верит Пушкину, а сочиненный им Пушкин плохо относится к царю.
Еще забавнее, что в пьесе Вяземский (в замечательном исполнении Георгия Тараторкина, вот ведь удивительный актер, истинно внутренне интеллигентный) оказывается еще оппозиционее Пушкина. Это Вяземский - реакционер из реакционеров! Правда, в более солидном возрасте.
Ну да ладно. Это - скорее недостаток. Но есть и достоинства. Тонкая умная режиссура Козакова и потрясающий Пушкин - Виктор Гвоздицкий, увы, покойный, как и Тараторкин, Царствие им Небесное. Да, Гвоздицкий лет на 15 старше своего героя и не очень-то похож, но в нём есть главное - поэтический дух, аура гениальности. Таким был Александр Сергеевич или не таким, так мыслил и относился к Николаю Первому или совсем не так, но Гвоздицкий заставляет верить в то, что этот человек, эмоциональный, подвижный, гордый и беспокойный, мог быть автором стихов Пушкина. Это редко удается актерам, а с Пушкиным - вообще единственный раз на моей памяти. Олег Ефремов в МХАТовском спектакле по этой пьесе был неплох, но не так убедителен, да и, пардон, аристократизма в нём не было ни капли. А тут - есть, да еще какой! Дворянство, растворенное в крови...
Еще Смирнитский хорош в роли Соболевского, неведомый Александр Ануров - Жуковский и остальные не мешают.
Ну а ради Гвоздицкого можно простить все интеллигентские комплексы автора и режиссера.
Я упомянул спектакль МХАТа, который смотрел в свое время. Так вот, оказывается, у телеспектакля есть драматическая предыстория, о которой я ничего не знал, к стыду своему.
Здесь она рассказана. Впрочем, в 1971 году я был слишком мал и далек от мира театра.
Еще
Мое кино