Предыдущий пост сквозь годыУже никто не помнит, и я забыл, кто таков был отец Даниил Сысоев. Я напомню:
Даниил Алексеевич Сысоев (12 января 1974 года, Москва - 20 ноября 2009 года, там же) - российский религиозный деятель, священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, миссионер, публицист, писатель, кандидат богословия.
Активно занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью православия мусульманам. За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит Бексултаном Карыбековым, 1987 г. рождения, уроженцем города Ош Республики Киргизии в храме при исполнении священнослужебных обязанностей. Многие православные христиане считают кончину отца Даниила мученичеством и ожидают его канонизации в будущем.
Там еще подробности.
Это убийство произвело на меня сильное впечатление, и я кое-чтьо по этому поводу тогда написал. И по конкретному поводу, и шире, вообще.
Вот
Надгробное слово Отцу Даниилу
23 ноября 2009 года
Похоронили. Царствие ему Небесное, да будет ему земля пухом. Господь упокоит душу усопшего раба своего Даниила - это совершенно серьёзно. А нам жить. И в связи с этим мне хочется кое-что сказать.
Нельзя и невозможно оправдать убийство человека человеком, если речь не идет о самозащите. Христиане, мусульмане - какая разница? Те, кто считают, что кого-то за что-то можно убить, сами недостойны жить. Это существа типа тараканов. А религиозные или еще какие-то убеждения таракана не имеют никакого значения.
Поговорим о людях.
Отца Даниила Сысоева можно назвать миссионером нашего времени. И это в то время, когда духовные лидеры всех конфессий фактически договорились о том, что они не лезут в дела друг друга. Отказываются от прозелитизма. Сферы влияния поделены. Можно пытаться работать с атеистами и с неопределившимися. Но не переманивать паству у смежников - то есть, мусульман. Иудеи, как известно, давным-давно отказались от вовлечения посторонних в свою веру, буддистов вообще можно не принимать в расчет, а сектанты пусть идут в задницу.
Но отец Даниил не принимал сложившихся реалий. Он пытался обратить в православную веру таджиков, туркмен и прочих потенциальных иноверцев. Вторгался на "чужую" территорию. Ради чего способствовал переводу Евангелия на эти языки. Занимался этим делом со всем пылом, обычно свойственном неофитам (заставь таких Богу молиться - они и лоб себе расшибут), хотя сам неофитом не был, а был своего рода последним крестоносцем. Хотя даже из тех, средневековых крестоносцев, за веру боролись разве что редкие единицы, большинство "рыцарей" просто ехали пограбить и обогатиться.
Отец Даниил был фанатиком. Или - истинно верующим. Таковых, истинно и бездумно верующих, буквально воспринимающих все катехизисы и символы веры, всегда очень мало. И такие правдорубы и борцы за веру только мешают церковному начальству, прагматикам и дипломатам, исповедующим Realpolitik.
В данном случае прагматики правы. В XXI веке нелепо и бессмысленно заниматься миссионерством. Как правильно называется голливудский фильм, миссия невыполнима.
Формально и в Исламе, и в Христианстве остались "законодательные нормы" о необходимости приведении всего человечества под свой конфессиональный общий знаменатель. Некому отменить - небесного парламента не существует. Но реальные священнослужители просто не занимаются подобной бесполезной ерундой.
Да, настаиваю - ЕРУНДОЙ! Ибо Бог един и для мусульман, и для христиан, и для иудеев, а их междоусобные дрязги безбожны сами по себе. Но это моё личное мнение, моё credo, не более того.
Однако в нашем мире еще остались фанатики, готовые на всё ради того, чтобы поделить Бога между людьми.
Одним из них и был отец Даниил. Сугубо мирным - он просто нёс слово Божие в массы иноверцев. И эрпецешечка не смела его за это осудить, так как формально Сысоев просто исполнял свой высший священный долг.
А вот с другой - мусульманской - стороны есть множество фанатиков совсем не мирных, готовых взрывать и убивать. Просто Ислам - более молодая религия, чем Христианство, и адепты никак не могут успокоиться.
Это грустно. Это печально. Это ужасно. Я считаю вот такое миссионерство полным анахронизмом, как и фанатическую дикость радикальных исламистов. Это вовсе не значит, что я уравниваю проповедь с убийством, бывают разные устаревшие традиции, некоторые опасны для многих безвинных людей, другие - только для их носителя.
Однако нельзя не признать, что отец Даниил стал истинным мучеником за веру. Возможно, РПЦ испугается его канонизировать, чтобы не портить отношений с муфтиями. Но ведь это тоже чисто человеческое.
По всем канонам, отец Даниил Сысоев - новомученик и святой.
Вот только очень хотелось бы, чтоб их больше не было. Зачем тесниться, всем места хватит. У человечества и без того слишком много причин для конфликтов. Религиозные войны должны окончательно и навсегда уйти в область истории. Тем более, что Бог - один для всех.
Оставьте верующих в покое. И неверующих тоже
20 ноября 2009 года
Я не понимаю, зачем в XXI веке заниматься прозелитизмом. Если кто не знает этого слова, поясню: не понимаю, зачем в наши дни стремиться обращать из одной веры в другую. Это глупо, бессмысленно и бесполезно.
Как говорил чеховский Тригорин в "Чайке", "зачем тесниться, всем места хватит". Всем верам, всем конфессиям, да и атеистам - тоже. Сферы влияния поделены, переделывать их не надо. Каждый молится, как хочет, главное, чтобы другим не мешал.
Если какой православный вдруг принял Ислам, это его личное дело. Если какой мусульманин крестился - тоже личное дело. Тем более, что "православным" или "мусульманином" тот и другой были чисто формально, да так и остались, хотя формально кагбэ веру переменили.
Верующих людей всегда мало. Кого-то обратить в веру по-настоящему - невозможно. А формально обращать - не нужно. Это проклятое наследие прошлого давно пора забыть.
Нести свет Христова учения в массы туркмен, нести свет Корана в массы славян - пора заканчивать с этим миссионерством. Навоевались. Надоели. Хватит.
Dixi